Заядлый рыбак Рафаил Хисматулин многие беды Ижевского пруда связывает с началом строительства дамбы от шлакоотвала «Ижстали» до элитного посёлка в Липовой роще.Уже несколько недель в Удмуртии стоит такая жара, что руководство республики, подсчитав предполагаемые убытки от гибели посевов, вынуждено было ввести чрезвычайное положение.

Пока измученные зноем ижевчане спорили, можно ли купаться в городском пруду, специалисты управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике в очередной раз запретили купание в связи с угрозой массовых кишечных инфекций, кожных заболеваний и заражения глистами. Ижевский пруд закрыт для отдыхающих третий год подряд.

Ничего с этим поделать республиканские и городские власти не могут, хотя под статью «оздоровление Ижевского пруда» за последние годы освоены уже сотни миллионов рублей, главным образом, из федерального бюджета. Только в 2007 году Минприроды Удмуртии выделило 117,9 млн рублей на очистку акватории от донных отложений. «В 2006 году работал один земснаряд, в 2007 году – два земснаряда, в 2008 году – три земснаряда, - пишет корреспондент газеты «Центр». ­– Работа земснарядов позволила избавиться примерно от 760 000 кубических метров донных отложений – таким образом, за три года Ижевский пруд очистили от десятой части (!) накопившегося ила». Однако рассказы очевидцев о деятельности этих «чистильщиков» не дают поводов для столь триумфальных заявлений.

Именно в 2007 году началось строительство дамбы на берегу Ижевского пруда в районе устья речки Малиновка в Ленинском районе Ижевска. Строительный материал – глину и песок – брали из двух источников. «Два года, в три смены, непрерывно «КамАЗы» привозили и ссыпали грунт, - свидетельствует житель Ленинского района Рафаил Хисматулин. – Столько денег было потрачено, а теперь вся глина ползет в пруд». Вторым источником стройматериала стал грунт, поднятый со дна ижевского водохранилища.

Сегодня пейзажи в районе построенной дамбы выглядят фантастически. «Когда строительство начиналось, нам объясняли, что дамба предотвратит подтопление прилегающей территории, и болото, которое здесь было с давних пор, высохнет», - рассказал Рафаил Фагригаянович корреспонденту «Д». На деле все получилось иначе: в ходе работ строители «отодвинули» берег метров на триста-четыреста от прежней акватории пруда, но значительная часть намытого участка оказалась ниже уровня воды. В результате вместо одного болота жители близлежащих кварталов получили два. Они до сих пор ходят сюда рыбачить, загорать и купаться, несмотря на то, что рыба ушла почти вся, а вода небезопасна для здоровья.

Дамба действительно «ползет» обратно в пруд. Местные жители показывают пеньки и какие-то обломки, торчащие из воды в трех-четырех метрах от нового берега. Говорят, что они лежали на берегу еще прошлой осенью. Берег укрепили только спустя год после постройки злополучного сооружения, и то лишь частично. «Мы вынуждены питаться слухами, – говорит собеседник «Д». – Например, были разговоры, что строители из Татарии, которые обслуживали земснаряды, ушли из Ижевска со скандалом, что-то не поделили с расчетами, с оплатой». Но самый интересный слух касается отнюдь не соседнего Татарстана, а родного удмуртского руководства: в соответствии с информацией, которая передается теперь из уст в уста, неразбериха и оплошности в процессе строительства дамбы непосредственно связаны со спешкой «тузов» из правительства Удмуртской Республики. Все дело в том, что маршрут, по которому президент УР Александр Волков сегодня вынужден добираться из своей резиденции в Липовой роще до резиденции в центре Ижевска, оставляет желать лучших вариантов. И, по словам Рафаила Хисматулина, в перспективе дамба могла бы позволить пустить отдельную ветку транспортного сообщения от Липовой рощи до дороги на набережной – проспект имени Александра Волкова, надо понимать.

Но самая неприятная история связана с теми 760 000 кубометрами ядовитых донных отложений, которые якобы были подняты со дна Ижевского пруда. Рафаил Хисматулин, будучи рыбаком с большим стажем, знает акваторию в районе построенной дамбы как свои пять пальцев, и он утверждает, что «чистильщики» отнюдь не чистили пруд. Вместо того чтобы равномерно пройти земснарядами дно, снимая накопившийся слой ила, они наковыряли здесь ям: когда пруд мелеет, в нескольких десятках метров от берега видны древесные пни, зато рядом – донные ямы глубиной до 7-10 метров. Очевидно, так работать проще и дешевле.

То, что подняли со дна акватории в ходе этой работы, составило твердую основу участка, «отвоеванного» у ижевского водохранилища. Если не пожалеть время на поездку к построенной дамбе, то можно убедиться – вместо отравленного ила из пруда вынули тысячи кубометров чистейшего песка, какого нет и на городском пляже.

Летом 2009 года строители дамбы прекратили все работы. На месте водной глади теперь заболоченная пустынная местность, местами уже покрытая травой и кустарником, а местами напоминающая лунный ландшафт. В паре сотен метров от южной оконечности дамбы – шлакоотвал завода «Ижсталь», про который еще в советские годы говорили, что, мол, пора здесь открывать месторождение цветных металлов. После обработки дробилками шлак ссыпается прямо на мелководье. Волны прибивают к берегу мелкую рыбешку, умершую, очевидно, не естественной смертью. А над местностью во всех смыслах господствует тот самый дом в Липовой роще, без которого в Ижевске сегодня не решается почти ничего.