«Доводим до Вашего сведения, что истёк срок государственной поверки Вашего прибора учёта, на основании которого осуществляется расчёт за потребляемую электрическую энергию», – сообщили энергетики. По утверждению компании, «согласно действующему законодательству прибор учёта с истёкшим сроком гос. поверки не может допускаться к эксплуатации». «Следовательно, - пишут поставщики электроэнергии, - предлагаем Вам произвести замену Вашего прибора учёта»». В письме на безымянного «абонента» указан адрес и телефон для получения дополнительной информации.


Сразу возникает ряд вопросов. А кто и когда сообщал об этом загадочном «сроке государственной поверки»? Думаю, что не ошибусь, сказав, что подавляющее большинство ижевчан никогда поверкой собственных счетчиков не занимались. Счетчик, как правило, уже был установлен в квартирах в момент въезда новоселов. То есть фактически мы, жители, их не покупали, сами не устанавливали, следовательно, сами и не обслуживали. Он, вообще говоря, не наш. Почему мы его должны за свой счет переустанавливать? И, интересно, почём?


С этими вопросами я позвонила по указанному в уведомлении телефону. Оказалось, что номер не УЭСК, а АНО «РКЦ-Удмуртия». Полторы минуты я выслушивала, как перевести звонок на оператора в тональном режиме, чего большинство городских телефонов не имеют. Наконец, ответившая женщина-оператор сообщила, что мы можем сами купить счетчик в магазине, тогда им за работу придется заплатить 240 рублей, а если со счетчиком – то 935 рублей. Сказать, сколько же стоит счетчик отдельно, сотрудница «КРЦ-Удмуртия» затруднилась. На вопрос о правовых основаниях требования о замене счётчика оператор сослалась на некое «530-е постановление».


Найти его в Интернете мне не составило большого труда. Полное название - Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» № 530 от 31 августа 2006 года. С момента принятия до сегодняшнего дня в него внесено уже десять поправок. Весь документ громадного объема, в котором без помощи специалистов разобраться сложно. Я решила попросить подсказку в ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания». В приемной УЭСК спросила телефон юридического отдела. Юристы долго выясняли, кто мне дал этот номер. А на вопрос по существу Ольга Леонидовна Дементьева согласилась со мной лишь в том, что постановление, действительно, очень объемное, поэтому ответить на мой вопрос о правомерности требования смены счетчика за счет жителей с ходу не смогла и попросила «перезвонить завтра».


Подождем. Пока же приведу собственный опыт хождения по энергетическим структурам по поводу своего счетчика. Разбираясь с предъявленными мне счетами, я поняла, что платить по нормативу (в отсутствие счетчика) мне выгоднее. Поэтому напрямую спросила о том, могу ли я, если счетчик принадлежит мне, взять и демонтировать его? Мне ответили: «нет», объяснив это тем, что счетчик «не ваш», он у нас на балансе. Так я узнала эту «военную тайну» - если житель сам не купил и не установил счетчик, то он продолжает находиться в собственности УЭСК. Но если компании надо его заменить, то - пожалуйста! Обслуживать – пожалуйста! Но вынуждать жителей купить для УЭСК нужный им прибор – извините! Казалось бы, всего около одной тысячи рублей, но с нескольких сот тысяч граждан! Это уже десятки миллионов.


В следующем номере «Д» постарается сообщить официальный комментарий УЭСК по данному вопросу.