Андрей Смирнов, руководитель Ижевского киноклуба:
- В этом сезоне мне пришла в голову мысль заниматься не только фестивалями, связанными с какой-то страной, как это уже много лет было, но и развивать какие-то тематические фестивали. В декабре прошел новогодний фестиваль, только что закончился буддистский фестиваль.
Теперь мне пришло в голову сделать серию фильмов «Люди и призраки». Сразу скажу, что никакой подоплеки и тайных смыслов в этом нет. Это просто интересная тема – Япония, которая всегда мне была близка, это древнеазиатское понимание мира живых и мира мертвых.
- Это именно японское кино?
- Нет, тут будут и чешские, и норвежские, и корейские фильмы. Но, можно сказать, что о призраках здесь будут говорить «по-японски». Когда я обдумывал концепцию фестиваля, то сначала хотел показать просто японский кайдан. Потом решил расширить географию, но тема сохранилась. Кайдан – это самый знаменитый японский жанр не только в кино, но и в литературе, который появился еще в средневековье.
Это жанр рассказа о призраке. Это та самая идея проникновения в мир живых мира мертвых. Типичный сюжет: покойник возвращается в мир живых, чтобы отомстить. Как правило, это имеет социальную подоплеку. Например, мстителем может быть крестьянин, несправедливо убитый каким-то богатым человеком. Неизбежное возмездие за несправедливые поступки, существование высшей справедливости, не контролируемой человеком, – это тема размышления авторов кайдана. Разрабатывая этот фестиваль, я понял, что он чрезвычайно современен. Это тот самый жанр фильмов ужасов, который Голливуд перевел в чистое развлечение, в чистое щекотание нервов.
Изначально же в средневековой Японии этот жанр нес в себе выраженный социальный подтекст. Кайдан говорил: хотя вы и не видите справедливости жизни сейчас, но она все равно существует. Это очень интересная тема, но сейчас она особо никем не акцентируется.
- Думаешь, сейчас кайдан мог бы существовать как жанр?
- Нужно вообще создать современный кайдан на материалах нынешней России. У нас же много несправедливости, у нас же много всякого творится… и простой человек вынужден терпеть все это.
- Если бы ты был режиссером этого фильма, к кому бы ты подослал призрака в первую очередь?
- Надо подумать (смеётся).
- Ты можешь посоветовать зрителям какой-то из фильмов фестиваля, на который надо сходить обязательно?
- В этот раз нет такого фильма, который был бы лучше всех. Они все довольно ровные. Единственное, что из них выделяется норвежский фильм «Негр-погорелец». Очень сильно выделяется. Это такая пародия на трэш-кино, это странный скандинавский юмор, очень отвязный, очень раскрепощенный. Но это трэш облагороженный, это трэш стильный. Действие происходит в Норвегии на берегу красивейшего фьорда. Потрясающие пейзажи, отличные, современные виды съемок. Там нет, например, никаких трясущихся камер (модно было одно время). Сама история покруче Шекспира, страсти неимоверные – все это сдобрено юмором на гране фола. Это кино совершенно ни в какие ворота не лезет. Мне очень нравится показывать такие фильмы. Остальные фильмы, может, не такие экспрессивные, но тоже чрезвычайно разные и интересные. Я постарался собрать картины как суперклассиков, так и современных художников.
- «Суперклассик» - это ты имеешь в виду Масаки Кобаяси?
- В том числе. Фильм Масаки Кобаяси «Кайдан» тоже, кстати, можно выделить. Дело в том, что мне удалось раздобыть полную версию этой картины. Обычно он известен в съемке продолжительностью 2,5 часа. Я нашел версию трехчасовую. Некоторые думают, что трехчасовые фильмы выдержать сложно. На самом деле нужно просто погрузиться в атмосферу. Тогда можно смотреть и пять часов. Одним словом, все зависит от настроя. Надеюсь, на этом фестивале он будет у зрителей положительным.