Оценку муниципальному хозяйству города Ижевска дали сами чиновники. Председатель правительства Удмуртии Юрий Питкевич на аппаратном совещании в резиденции президента УР заявил: «Город выглядит как после войны! Кругом грязь, мусор…» К этому перечню можно добавить еще и дороги. Из этих трех извечных весенних проблем: грязь, мусор и разбитые дороги – быстрее всего обычно справляются с мусором. Советские традиции выходить на субботники еще держатся, и общими усилиями жители города с мусором хотя бы на придомовых территориях в Ижевске справляются.


Казалось бы, при чем тут ФСБ?


Зато не наблюдается даже попыток бороться с грязью. Исключением можно считать территорию, прилегающую к зданию УФСБ. Эта уважаемая организация, расположенная в столице Удмуртии на углу улиц Пушкинской и Советской, устроила в брусчатке канавку. Теперь на самой брусчатке очень чисто, но потоки воды по канавке выливаются на проезжую часть улицы Советской, образуя там большую лужу.


В других местах еще хуже. Например, на ул. Красноармейской напротив стадиона «Динамо» образовалась лужа шириной во весь тротуар и длиной метров в двадцать. Пытаясь обойти это препятствие, многие горожане перепрыгивают через ограду и идут прямо по проезжей части. Кому комплекция или юбки не позволяют перепрыгнуть через ограду, вынуждены идти обратно. На днях на улицах можно было наблюдать стихийное рождение народного фольклора. Мужчина, опуская лакированные ботинки в чавкающую массу, запел переделанную строчку на мотив «Когда б имел златые горы»: «И ре-е-еки по-о-олные говна…» И с чувством добавил: «Ручейковый край, бл…».


Чиновники не отвечают


Кто в Ижевске отвечает за грязь и мусор, разобраться оказалось, как ни странно, непросто. В администрации Ижевска существует, по крайней мере, две структуры со сходными полномочиями. Есть Управление благоустройства и транспорта, которое занимается, согласно уставу, «ремонтом и содержанием объектов внешнего благоустройства городских территорий», в том числе и дорогами общего пользования. И есть МУ «Управление внешнего благоустройства Администрации г. Ижевска», занимающееся «обеспечением функционирования городского хозяйства в области строительства, реконструкции, ремонта и содержания объектов внешнего благоустройства». В функции этого учреждения вписан также ремонт и содержание дорог. Как выяснилось, отличий между этими организациями мало.


В МУ «Управление внешнего благоустройства Администрации г. Ижевска» мне заявили, что общаться с журналистами начальник управления Алексей Горбачев может только с разрешения руководителя информационно-аналитического управления (пресс-службы) городской администрации. Самостоятельно разговаривать с журналистами г-ну Горбачеву запрещено. Дозвониться до пресс-службы, чтобы узнать, так ли это, не удалось. Видимо, очень заняты выдачей разрешений.


В Управлении благоустройства и транспорта Администрации г. Ижевска все в точности повторилось: меня «послали» всё в то же информационно-аналитическое управление. Правда, когда я начал убеждать секретаря, что отказ отвечать на вопросы СМИ только выставит управление в невыгодном свете, она всё же решила посоветоваться с коллегами. «Нет, все-таки мы работаем через информационное управление», - заключила она после проведённых переговоров. Объяснения, что никаких секретных сведений мне не надо и я лишь хочу узнать, как обстоят дела с ремонтом дорог, на секретаря впечатления не произвели.


Девушка предложила мне следующий алгоритм действий: я отправляю свои вопросы в письменном виде в адрес аналитического управления, оттуда их пересылают в управление благоустройства, там на эти вопросы отвечают, отправляют ответ обратно в аналитическое управление, откуда уже готовые ответы поступают в адрес редакции. «Бюрократия у вас там», - сказал я, выслушав эту сложную схему. «Ну, вот так вот…» - согласилась со мной сотрудница управления.


Оперативно получить информацию о ремонте дорог тоже оказалось совершенно невозможно. Меня интересовал простой вопрос: какие средства получил Ижевск на данные цели из федерального бюджета? В конце прошлого года глава Ижевска Виктор Балакин заявил, что денег на ремонт и реконструкцию дорог в городской бюджет на 2010 год заложить не удалось, однако 300 млн рублей якобы должны поступить из федеральной казны.


Поскольку сотрудники пресс-службы администрации Ижевска были очень заняты, а всем остальным запрещено общаться с представителями СМИ, то я решил поинтересоваться мнением на этот счёт у первых встреченных мной ижевчан. Вопрос задал водителю, который пытался засунуть елку, выброшенную во двор после Нового года, в промытую в асфальте дыру, чтобы туда случайно кто-нибудь не провалился. По его мнению, деньги на ремонт дорог в бюджет Ижевска не поступали, а если и поступали, то до дорог явно не дошли. Свою точку зрения он высказывал в резкой форме, с применением нецензурной лексики.


Кризисные технологии


Тем временем власти в условиях нехватки денежных средств использовали традиционный метод, как уберечь дороги. Исходили из простой логики: дороги портятся оттого, что по ним ездят. Поэтому «в целях сохранности городских автомобильных дорог и дорожных сооружений от возможных разрушений в период активного таяния снега» власти ввели запрет до 11 мая ездить по городу машинам весом больше 10 тонн. Конечно, это не совершенный запрет, потому что семи-, восьми- и девятитонные автомобили могут продолжать портить дороги нашего города. Но, видимо, все еще впереди.