Краеведение в России живет «всплесками». В «худые» времена стремительно развивается, становится массовым, выдвигает лидеров, но власти с подозрением смотрят на краеведов – собранные ими факты часто не вписываются в линии разных партий. Одна из наиболее известных жертв в Удмуртии – Кузебай Герд.


Сейчас краеведение вроде бы в фаворе. В конце февраля в Доме ученых под эгидой общественной организации «Союз научных обществ Удмуртии» прошел I учредительный слёт краеведов, на который собралось около сотни человек, представляющих двадцать сельских районов республики. Для городской части знатоков родного края будет проведена отдельная конференция. Разделить краеведов на сельских и городских, видимо, решили из-за небольшой вместимости зала и разницы в «предмете исследований».


Люди собрались в основном пожилого возраста, примерно поровну мужчин и женщин. Многие друг друга давно знают, хорошо знакомы они и организаторам мероприятия. Историки с уважением относятся к краеведам, ведь нередко им приходится сотрудничать. Так, историк Людмила Христолюбова обратилась к собравшимся с просьбой помочь ей в поисках еще живых участниц массового движения трактористок времен Великой Отечественной войны. Историк этой темой занимается уже шесть лет, но только в глубинке могут дойти до каждого. Людмила Степановна рассказывает удивительные подробности, которые ей стали известны из воспоминаний теперь уже очень пожилых женщин: как научились делать деревянные подшипники взамен часто ломавшихся железных, как рожали прямо на МТС, как часто получали однотипные травмы из-за несовершенной техники. Сразу после её выступления председательствовавший на слете доктор наук Михаил Шишкин признался, что его теща тоже была в войну трактористкой.


Очень содержательным было выступление Василия Петровича Дмитриева из Завьяловского района. Ему сейчас уже 80 лет, до пенсии работал экономистом. Василий Петрович по архивным документам составил путь пугачевского войска по территории Завьяловского района Удмуртии. Говорит, что в Гольянах у Пугачева местные «скрали» два обоза с сапогами. На стоянке у деревни Лудзи (это родная деревня Василия Петровича) воды в ручье не хватило для водопоя – столь многочисленным было войско мятежников. В Юськах крестьянский «царь» учинил расправу над священнослужителями, не пощадив даже ветхого старика, его повесили вместе с женой. А приведенного к нему для казни местными жителями молодого попа, наоборот, не казнил, а остриг и назначил проводником в Казань. Василий Петрович представил мне ксерокопию документа «пугачевских» времен, написанного каллиграфической вязью, – не всякий сумеет разобрать.


Краеведение – не только история. Это хорошо показал в своем выступлении Александр Иванович Пудов из поселка Ува. Бывший партработник, давно на пенсии. По мнению краеведа, его родные места - это «крыша Удмуртии». Александр Петрович рассказывает, что с самой высокой точки центральной части республики – горы Эристемский мыс - видны окрестности, захватывающие территории шести районов республики. В пяти километрах от горы находится географический центр Удмуртии. Сейчас он обозначен памятным знаком. С этой возвышенности четыре реки текут в четыре стороны света. Александр Иванович уверен, что интересные природные объекты и уникальное местоположение должны быть «экономически выгодными».


Тот же краевед Александр Пудов в кулуарах слета обсуждал с можгинцем Аркадием Вичужаниным историю проживания в Старых Зятцах на рубеже 40-50 годов гражданина Франции Мориса Соломоновича. Французский коммунист искал в СССР политическое убежище, а нашел ссылку в Вятский край. В Старых Зятцах он преподавал французский язык, пока его не закатали в какой-то еще более «медвежий угол». По рассказам краеведов, после смерти Сталина французу все же удалось вырваться на родину и даже увезти с собой жену из местных.


Очень хорошее впечатление произвели выступления двух совсем юных девушек-старшеклассниц - Ксении Рязановой из Ижевска и Екатерины Шутовой из Завьялово. Катя исследовала историю исчезновения трех деревень Завьяловского района – Кашебеги, Федоска, Быдвайка. На начальном этапе девушке помогла родная бабушка, которая подсказала, кто из жителей села Завьялово прежде жил в этих ликвидированных деревнях. Рассказы старожилов, работа с архивами, обращение к экспертам – получилось интересное, а главное, совершенно оригинальное исследование. Всё это не только эмоционально подкупает, но и ложится в русло генерального исследовательского проекта для создания энциклопедии «Удмуртская деревня», которым сейчас занята группа ученых разных специальностей.

Большая проблема для краеведов –
опубликовать свои изыскания. Денег для этого, как правило, хронически нет. В этом плане очень полезными оказались выступления заведующей отделом финно-угорской и краеведческой литературы Национальной библиотеки Надежды Лимоновой и её коллеги Анисы Гайсиной, начальника отдела мультимедийного и интернет-обслуживания. Сотрудницы Национальной библиотеки рассказали собравшимся об электронной энциклопедии края, созданной на сайте библиотеки, а также о сайте «Воршуд», созданном по той же технологии, что и известная в глобальной сети Wikipedia.


Приглашение к сотрудничеству поступило и от руководителя издательства «Иднакар» Алексея Коробейникова – у издательства тоже есть свой сайт. Кроме того, Коробейников предложил краеведам издаваться на электронных носителях, что вполне по средствам даже небогатым селянам. Профессор, доктор исторических наук Маргарита Гришкина в своем сообщении дала методические советы, по каким письменным источникам следует искать информацию о населенных пунктах края – ландратские переписи, писцовые описания, дозорные описи и так далее. Документов много, в том числе и церковных. Что откроют современникам краеведы Ижевска, Воткинска, Сарапула, Глазова, Можги и Камбарки, станет известно, когда и они соберутся на свой форум.




Ущемленное чувство национальной гордости, связанное с распадом страны, резкое снижение жизненного уровня большинства населения, потеря многих социальных завоеваний, наконец, насильственная «вестернизация» культуры - эти и многие другие факторы вызвали потребность в поисках собственных корней. Людям надоело смотреть на прошлое как на неупорядоченный набор событий и фактов, возникла потребность в единой, целостной картине жизнедеятельности различных слоев населения, каждый из которых внес свой вклад в культуру страны.
А.С. Матлина, Национальная библиотека РФ