Напомним, что инициатором отмены «комбинированных» проездных на 3 или на 2 вида городского транспорта (автобус + трамвай, автобус + троллейбус) стало находящееся в республиканской собственности ОАО «ИПОПАТ», руководство которого ввело с 1 января вместо обычных проездных так называемые «электронные карты». Поскольку в трамваях и троллейбусах (МУП «ИжГЭТ») пока сохраняется прежняя система, жертвой реформы стали «комбинированные» проездные на пользование услугами обоих предприятий. Для студентов и школьников, нуждающихся в поездках на нескольких видах транспорта, это обернулось резким ростом стоимости проезда. Так, вместо 500 руб. (стоимость проездного на 3 вида в 2009 году) студент в январе должен был отдать 895 руб. (390 руб. за студенческий проездной на автобус, 460 руб. - на трамвай + троллейбус, ещё 45 руб. – за приобретение карты). При этом размер академической стипендии для вузов составляет 1256 рублей.


Информация о том, что единых проездных не будет, появилась 23 декабря и вызвала бурную реакцию в среде студентов. В Интернете началось активное обсуждение путей борьбы за сохранение проездного.


Первым интернет-ресурсом, поднявшим тему, стала личная страничка в «Живом Журнале» студента Дмитрия Овчинникова. 26 декабря в социальной сети vkontakte.ru была создана тематическая группа «Ижевские студенты - отстоим проездной!», в которую в течение суток записалось около 2000 участников. В адрес транспортников и властей были направлены предложения ограничить общий рост стоимости проезда 10 процентами либо компенсировать увеличение стоимости проезда за счет повышения стипендии. В ходе обсуждения обозначилась позиция - если прежний проездной не будет возвращен – организовывать массовые акции протеста студентов. Некоторые участники дискуссии обсуждали в том числе радикальные варианты, например, блокирование проезда автобусов ИПОПАТ. 29 декабря около трех десятков студентов провели раздачу и расклейку информационных листовок на остановках и в городском транспорте.


Угроза вовлечения в протестные действия студентов, видимо, серьезно встревожила власти. 30 декабря письмо в поддержку студентов направил руководитель республиканского профсоюза работников народного образования Владимир Векшин. И в тот же день министр по делам молодежи Удмуртии Владимир Соловьев и министр транспорта и дорожного хозяйства Денис Агашин встретились с представителями студенческих профкомов и студсоветов ИГМА, УдГУ и ИжГТУ. Какого-либо конкретного решения на этой встрече достигнуто не было – чиновники лишь пообещали продолжить в январе изучение вопроса. Однако утром 31 декабря состоялось экстренное совещание представителей Правительства УР, Администрации г. Ижевска, ИПОПАТ, ИжГЭТ и Федерации профсоюзов УР, на котором было принято решение сохранить прежнюю систему льготного проезда для студентов. Как полагает эксперт Института «Коллективное действие» Андрей Демидов, на позицию удмуртских властей оказал влияние страх перед нарастанием волны протестной активности в Ижевске за счет включения в публичные акции студенческих уличных выступлений. «Известно, что весь конец прошлого года, - напоминает эксперт, - в столице Удмуртии проходили массовые акции в защиту социального проездного ижевских пенсионеров».


В первый рабочий день 2010 года информагентства со ссылкой на пресс-службу ИПОПАТ распространили следующую информацию: «По результатам достигнутых договоренностей транспортников и правительства Удмуртии решено сохранить в 1 квартале 2010 года проезд по традиционным «комбинированным» проездным для школьников и студентов, пользующихся проездом как на автобусах, так и трамваях-троллейбусах. Однако эта мера признана временной, и к началу второго квартала 2010 года планируется внедрение единой системы электронной оплаты у обоих крупнейших перевозчиков города Ижевска – ИПОПАТ и ИжГЭТ, тогда предприятия смогут обеспечить единые стандарты обслуживания пассажиров, пользующихся безлимитными проездными».


Те пассажиры, которые уже приобрели электронную карту, по словам пресс-секретаря ИПОПАТ Натальи Кузнецовой, могут либо вернуть её стоимость (45 руб.) в пункте продажи на проходной ОАО «ИПОПАТ» (ул. Буммашевская, 5), либо дождаться, пока единая система оплаты не начнет работать на всех видах транспорта. Возврат уже оплаченной стоимости пользования «электронным проездным» (170 руб. - для школьников, 390 руб. - для студентов), по которому была совершена хотя бы одна поездка в декабре-январе, не предполагается.


По мнению депутата Городской думы г. Ижевска Андрея Коновала, никаких гарантий сохранения прежней стоимости «комбинированного» проездного студентам добиться не удалось. «Премьер Удмуртии Юрий Питкевич и министр транспорта Денис Агашин готовят ИПОПАТ к приватизации в пользу своих аффилированных структур, - считает депутат. - Став коммерческой структурой, это предприятие, имеющее более развитую и мобильную сеть маршрутов, чем городской электротранспорт, будет заинтересовано не только в лоббировании роста платы за проезд, но и в перетягивании на себя основного пассажиропотока, для чего «сепаратный» проездной будет особенно нужен. Это повлечёт рост издержек «ИжГЭТ» и, соответственно, приведёт к новому росту стоимости проезда в трамваях и троллейбусах».