Военным задали порядка двух десятков вопросов, причем подавляющее большинство из них были заданы представительницами слабого пола – звонили мамы, сестры, подруги, бабушка. Среди авторов вопросов, поступивших на сайт, наоборот, преобладали мужчины.


Начнём с реорганизации, которую переживает система военных комиссариатов по всей России, в том числе и в Удмуртии. По словам полковника Комлева, в этом году военные комиссариаты стали на 100 процентов гражданскими службами. С 1 апреля военнослужащих в них оставалось по одному на каждое муниципальное образование, и ещё четверо в республиканском комиссариате, а с 1 октября не осталось ни одного. Сам Александр Комлев теперь тоже полковник в отставке с правом ношения формы. Давать оценку произошедшей реформе полковник отказался, философски заметив, что это за него сделает время. Но в целом реформа армии, по его мнению, нужна, потому что «нелетающие самолеты и нестреляющие танки – это игрушечная армия». В данный же момент, по словам полковника, взаимодействие между Генштабом и низовым звеном «на крайне низком уровне».


Первую из позвонивших мам потенциального призывника кто-то напугал, что заболевшего гриппом сына «посадят в тюрьму» за то, что он с температурой не пошел в военкомат, когда пришла повестка. Военком уточнил, когда заболел сын. Оказалось, три месяца назад – после заболевания начались осложнения. «В тюрьму не посадят, но проблемы будут. Пусть приходит», - подытожил Александр Комлев. Вообще эпидемия вирусных заболеваний внесла свои особенности в последнюю осеннюю призывную кампанию: ребят на призывных пунктах сразу переодевали в форму, не допускали родственников, кварцевали помещения, призывникам выдавали марлевые повязки. Массовых заболеваний удалось избежать.


Молодой человек по имени Ростислав спросил, насколько законна деятельность так называемых «Центров помощи призывникам», объявления которых расклеены в городском общественном транспорте. «По всей видимости, легальная», - осторожно ответил военком, но уточнил, что в военкомате на все те же вопросы ответят бесплатно. Начальник отдела призыва Рустам Маликов добавил, что ему известен случай, когда за разовую консультацию в одном из таких «центров» с обратившихся запросили 43 тыс. рублей.


Бабушка отслужившего в Чечне солдата спросила о положенных участникам боевых действий льготах. По её словам (а она, в свою очередь, ссылалась на информацию внука), генерал Трошев обещал увольняющимся «прислать по 60 тысяч». «Ну и где они?» - вопрошала бабушка. Вопрос стоит о льготном проездном на городской транспорт. Военком посоветовал проверить, действительно ли ушел запрос в войсковую часть, уточнил, что не все части, бывшие в Чечне, включены в перечень, дающий право на льготы, и предложил еще раз обратиться в районный военкомат. Рустам Маликов посоветовал найти сослуживцев – если право на льготы придется доказывать в суде, потребуются два свидетеля, которые проходили службу в то же время в той же части.


Сестра военнослужащего срочной службы хотела узнать насчет пособий – брат уехал служить, а в Ижевске у него родился и уже достиг 4-месячного возраста ребенок. «В военкомате обещали… Куда обращаться?» - интересовалась девушка. Действительно, по словам участников «прямой линии», раньше молодой отец имел право на отсрочку или более раннее возвращение со службы в связи с рождением ребенка, но теперь это положение изменилось. В случае если брак официально зарегистрирован, то жена военнослужащего срочника получит 14 тыс. руб. за рождение первенца в качестве единовременного пособия и по 6 тыс. руб. ежемесячно до возвращения отца со службы (или до достижения ребенком трех лет). Для реализации права на пособие необходимо оформить ряд документов и обратиться с ними в военкомат и в «собес».


Позвонившая девушка Ксюша, хихикая, сообщила, что у её парня сколиоз, отклонение позвоночника 9 градусов, «заберут» ли его в армию? «Ну и зачем вам такой нужен?» - с юмором отреагировал военком. «Это любовь!» - парировала девушка. «Жениться собрались? Вот отслужит, и выходи замуж за серьезного самостоятельного человека!» – посоветовал полковник в отставке Александр Комлев.


Многих интересовали отсрочки от призыва на период учебы в техникумах и вузах. Отсрочка полагается, но только одна. Если она использована, то призовут однозначно. В сложные ситуации попадают те из студентов, кто поменял одно учебное заведение на другое. Кроме того, студентам коммерческих вузов, не имеющих государственной аккредитации, также отсрочки на время учебы не полагается.


«Вот такой должна быть мать!» - то ли с одобрением, то ли с двойным смыслом сказал г-н Комлев после звонка 38-летней Натальи: её старшему сыну пришла повестка из военкомата, а у неё на руках еще двое детей младше восьми лет. Причем сама она пока не работает и старший сын фактически является кормильцем всей семьи. Военком уточнил, не является ли она сама или кто-то из младших детей инвалидами, и, получив отрицательный ответ, кратко резюмировал: «По идее подлежит призыву».


Медицинская часть «прямой линии» озвучивалась Николаем Артемьевым, руководителем военно-врачебной комиссии. Цифры по Удмуртии удручают: из более 15 тысяч человек, прошедших освидетельствование в период весенней призывной кампании, годными к службе в Вооруженных Силах признаны 53,6 процента. Для сравнения: в Приволжско-Уральском военном округе - 67,3 процента, в среднем по России - 67,1 процента. По словам Николая Артемьева, республику «вниз» тянут показатели по Шарканскому, Воткинскому, Камбарскому районам, тогда как Можга, Дебёсы и Кез дают по 70-75 процентов годности. Среди заболеваний «лидируют» болезни системы кровообращения (14,5% с тенденцией к росту), патологии психики (13%), третье место делят эндокринные заболевания и болезни костно-мышечной системы (12,1%). К последним (эндокринным) относится недостаточный вес призывников, чем особенно почему-то отличаются Сарапул и Сарапульский район. Может быть, не исключает руководитель военно-врачебной комиссии, всё дело в «социальном факторе».