Когда мы вышли на улицу, митинг уже шел. Выступали дольщики разных домов. Температура к этому времени опустилась ниже минус тридцати. Напротив представителей дольщиков стояло около десяти республиканских и городских чиновников. Так как дольщики использовали мегафоны, то можно сказать, что чиновникам они кричали почти в уши. Как объяснила входящая в инициативную группу дольщиков Галина Индирякова, на акцию протеста в основном пришли те обманутые застройщиками дольщики, чьи дома совсем не построены или находятся на низком уровне готовности.


«Если почти все построено, то имеет смысл создавать ЖСК и достраивать коробку своими силами. А если, скажем, пять этажей из девяти только готово и нет коммуникаций, то для окончания строительства потребуется не менее 200 миллионов. Люди и так отдали последнее строителям-мошенникам. Откуда им еще двести миллионов взять? Среди обманутых – очень много «расселяемых», то есть граждан, в основном пожилого возраста, чьи частные домовладения попали в пятно застройки, и они отдали мошенникам и земельный участок, и дом. Остались, по сути, бомжами», - прокомментировала Галина Индирякова позицию дольщиков.


Выступавшие призывали членов правительства Удмуртии прислушаться к их предложениям. Они уверяли, что долгострои с низкой степенью готовности нельзя достроить без поддержки государства.


«Если правительство не вмешается в ситуацию – проблема обманутых дольщиков решена не будет», - говорила одна из выступавших. При этом, по мнению дольщиков, «вмешательство» должно выражаться либо в прямом субсидировании строек, либо в предоставлении льготных условий новому застройщику (льготное налогообложение и проч.). Выступления длились не менее тридцати минут. При тридцатиградусном морозе для всех присутствующих это было настоящее испытание. Лица чиновников стали необыкновенно красными.


Потом начали говорить представители власти. По субординации слово взял министр строительства, архитектуры и жилищной политики УР Александр Ходырев. К удивлению дольщиков, министр начал свою речь с того, что обвинил самих же дольщиков в неразумном вложении средств. Александр Ходырев удивлялся, почему никто из дольщиков, прежде чем нести свои миллионы застройщику, не проконсультировался с ним или с другими чиновниками. Интересно, как нужно увеличить штат работников Министерства строительства, чтобы каждый, кто покупает квартиру в Удмуртии, мог посоветоваться с чиновником? Интересно также, какие фирмы и по какому принципу советовали бы эти чиновники? «Сколько раз вам говорили, не несите деньги «Химстрою», - вещал в мегафон министр. «Так кто же ему понесет теперь? Все уже - принесли», - кричали ему в ответ дольщики. «Организуйте свое ЖСК. Достройте дом», - говорил Александр Ходырев. «Ага, организуем мы его, если только пять этажей готово, а коммуникаций нет. Только и можете, что на ЖСК нас посылать», - отвечали дольщики. Общего языка с министром митингующим найти так и не удалось, и после столь эмоционального выступления взять мегафон никто из чиновников уже не решился. Митинг перешел в формат частных консультаций. Каждый мог высказать свое возмущение любому из присутствовавших чиновников. Выбор был. Кроме министра Ходырева к обманутым дольщикам вышли первый заместитель министра строительства Рустам Хабибуллин, заместитель министра Анатолий Кловзник, руководитель Госстройнадзора Алексей Балакирев, главный специалист инспекции Сергей Владимиров, заместитель главы Администрации г. Ижевска Валерий Грахов, начальник отдела городского строительства Валерий Попов и другие чиновники. Все эти люди объясняли дольщикам свою позицию: нет такого закона, чтобы обманутых дольщиков защищать. Мы, мол, ничего сделать не можем, будет федеральный закон – будем защищать. На вопрос: «Почему не принять закон на региональном уровне?» - чиновники отвечают, что местный закон может вступить в противоречие с федеральным. Тогда придется писать поправки, а то и вообще переделывать все.


Помочь людям достроить недострои власти тоже не смогут. «Бюджетные деньги мы можем направить на коммуникации, но на саму коробку мы просто не имеем права их пустить. Нет такого закона.


Нужен федеральный закон», - прокомментировал «Д» сложившуюся ситуацию Валерий Грахов. Дольщики же призывали чиновников действовать самостоятельно, а не ждать указки федерального центра. «Проблема острая. Ее все равно нужно будет когда-то решать. Не сегодня, так завтра. Только с нашего дома 500 человек (если всех членов семьи считать) где попало живет, квартиры снимает. И 200 миллионов у нас нет. И завтра не появится. Тянуть проблему – значит только раздувать. А они нам говорят, что нужно ждать, пока федералы примут закон. Надо не федералов ждать – нужно своей головой думать», - выступила одна из дольщиц дома по улице Баранова.


Через час бесплодных бесед дольщики зачитали багрово-красным от холода чиновникам резолюцию. Читали в мегафон, чтобы «слугам народа» лучше было слышно. «Мы требуем от президента, правительства, Министерства строительства Удмуртской Республики, Администрации г. Ижевска незамедлительно принять Закон УР «О мерах по защите прав участников долевого строительства», - зачитывала резолюцию одна из участниц акции протеста. Собравшиеся также потребовали оказать незамедлительную помощь в строительстве брошенных застройщиком домов, а также наделить органы местного самоуправления полномочиями отзывать выданные разрешения на строительство у мошенников и передавать эти полномочия другим застройщикам.


P.S.


На митинге были в основном пожилые люди, расселявшиеся в новострои из частного жилья. Может, увидев их, чиновники министерства воздержатся в будущем от заявлений, что от действий недобросовестных застройщиков страдают в большинстве случаев бизнесмены, неудачно вложившие свои средства в новое строительство, как это ранее уже неоднократно заявлялось.