Вечером того же дня члены ассоциации жертв незаконных политических репрессий с родственниками собрались в старом здании Совмина на ул. Советской, 1, где прошел вечер памяти жертв репрессий. Траурные митинги, которые ежегодно проводятся Удмуртской республиканской ассоциацией жертв незаконных политических репрессий (УАЖР), за последние несколько лет успели стать традицией. На протяжении первой недели ноября памятные встречи состоятся во всех районах Ижевска и республики, так же как и по всей стране: УАЖР является частью всероссийской ассоциации, хранящей память о трагических событиях ушедшей эпохи. В эти дни траурные мероприятия проходят в сотнях больших и малых городов России.


Руководитель УАЖР Ярослава Александровна Долина рассказала о деятельности этой организации. По ее словам, в 2009 году на проведение мероприятий в Ижевске, связанных с Днем памяти жертв политических репрессий, Правительство УР выделило 20 тысяч рублей, которые ушли на оплату проезда иногородних гостей и подготовку вечеров памяти. Кроме того, дважды в год материальная помощь приходит из Москвы, от руководства Российской ассоциации жертв политических репрессий. «Частные спонсоры этим интересуются мало, а сейчас все меньше и меньше, но мы радуемся и тому, что есть», – сказала Ярослава Александровна. В повседневной деятельности руководство УАЖР старается по мере возможностей помогать членам ассоциации: в случае болезни, чествовать юбиляров, устраивать праздники – словом, поддерживать их своим участием хотя бы морально. Ярослава Долина сообщила, что цифры жертв незаконных политических репрессий, опубликованные в 2005 году, на сегодняшний день устарели. «Каждый год, когда мы направляем приглашение членам ассоциации, кто-то уже не может приехать, а родственники звонят, говорят: он умер, папа ушел, мамы не стало», – рассказывает г-жа Долина. По приблизительным подсчетам, в Удмуртии в настоящее время проживает около 3 тысяч жертв незаконных политических репрессий, из них полторы тысячи – в Ижевске.


По словам Ярославы Долиной, УАЖР работает только с теми, кто имеет официальный статус пострадавшего от незаконных политических репрессий, справку о реабилитации, политзаключенные современной России не входят в сферу деятельности ассоциации. «Да, я слышала о них, и в девяностые годы, говорят, сидели и сейчас, – сказала Ярослава Александровна. – Наверное, как тогда, в тридцатые годы, все было покрыто мраком, так и сейчас о политзаключенных ничего не известно».