Куратор выставки Горалик в Ижевске доцент кафедры декоративно-прикладного искусства Анвар Сафиуллин сравнил комиксы про Зайца ПЦ с «Окнами РОСТА» Маяковского. Единственное, что «стрипы», так называет свои комиксы сама Горалик, никого ни к чему не призывают, не напоминают о должном образе жизни. А самое главное, эти картинки вовсе не рассчитаны на широкую аудиторию: стрипы не орудие пропаганды и не несут в себе просто и доступно высказанной мысли, оставляя зрителю возможность самому решить, «в чем соль». Комиксы Горалик описывают реакцию героев на стереотипные ситуации жизни людей или провоцируют к такой реакции самого зрителя.


Один из стрипов выглядит так: на пустом листе расположен Заяц ПЦ, который заявляет: «Я – грузин!» К чему должен зритель формировать свое отношение, глядя на такую картинку? Художественной ценности с точки зрения изобразительного искусства картины Горалик не имеют однозначно: Зайца ПЦ может нарисовать любой ребенок, закончивший первый класс. Глубокий смысл в том, что главный герой именно заяц, а друзья у него именно «грелка», именно «Отбивная с горошком», именно буквы «Щ» и «Ф», найти довольно сложно. Возможно, для этого нужно знать кулинарные предпочтения Горалик.


В конце концов, получается, что формировать свое отношение читателю больше не к чему, кроме как к репликам героев. «Как вы относитесь к тому, что он грузин?» - спрашивает зрителя Горалик. И зритель невольно задает себе вопрос, как же он относится к этому неожиданно встретившемуся на картине «лицу кавказской национальности». В репликах главных героев поднимаются самые разнообразные темы - от национализма до ревности в семье.

В этом, наверное, и есть изюминка стрипов Горалик - по ее выставкам нужно ходить и постоянно думать. Не любоваться образами, сочетанием цветов, как в обычных картинных галереях, – а думать. Хотя некоторые стрипы (вероятно, чтобы зритель не перегружался и не уставал) по сути своей просто анекдоты.


Например, стрип №72:


Отбивная с горошком: Перестань постоянно ее оценивать, попробуй просто относиться к ней с любовью.


Заяц ПЦ: Ути-мути… Ути-сюти-мути-пути… А, бл..дь, нет – все равно не страна, п…дец какой-то.


Надо предупредить, что Гораль не стесняется использовать ненормативную лексику в своих работах, и поэтому людям, которые категорически не приемлют мат, не стоит посещать ее выставки, как и тем, кто категорически не приемлет грузин.


На открытии Анвар Сафиуллин напомнил о визите в Ижевск Дмитрия Пригова. Тогда никто не понял, какого масштаба художник приехал в Удмуртию. В связи с этим Сафиуллин призвал внимательнее относиться к экспозициям и высказал уверенность, что каждый из присутствующих будет гордиться тем, что посетил выставку Горалик.


Анвар Гумарович рассказал мне о своем отношении к Горалик: «Она мне очень напоминает Пригова. Только она еще молодая, не так давно начала. Как автор она… умная, остроумная. Еще она напоминает мне Сэй Сёнагон, автора «Дневника у изголовья» - двенадцатый век. Что-то их роднит. Наверное, подход к жизни». На вопрос, известно ли ему, что означает сокращение «ПЦ», Сафиуллин ответил, что известно. Но секрет раскрыть отказался.


Жалко, что открытие экспозиции собрало не много посетителей. Пришло человек двадцать. Как-то неуклюже смотрелось музыкальное сопровождение выставки. Песни солиста одной из ижевских рок-групп звучали «уныло» и попсово рядом с невероятными картинами про зайца. Зато очень повеселила меня и всех присутствующих попытка Анвара Сафиуллина инсценировать один из стрипов. «Мне явился Бог Отец и сказал, чтобы Иисус не выпендривался», - читал свою роль Сафиуллин. Чувствовалось, что не каждый день Анвару Гумаровичу приходится произносить подобное. Сам он тоже извинился перед зрителями, заявив, что «далек от религий» и текст выбирал не сам.