Данное соотношение наталкивает на мысль, что все последние годы власти Удмуртии и Ижевска, пребывая в перманентном юбилейном угаре, занимались, мягко говоря, «не тем». Из чего складывается эта цифра - более 20 миллиардов? Во-первых, это минимальные потребности в капитальном ремонте многоквартирных жилых домов, которые составляют сегодня около 7-8 млрд рублей. Соответствующий порядок цифр неоднократно озвучивался представителями Администрации г. Ижевска. Тот миллиард, который теоретически должен получить в ходе реализации 185-го федерального закона город Ижевск по программам капремонта Фонда содействия реформированию ЖКХ, как видим, принципиально решить проблему не способен.


Вторая слагаемая искомой суммы фигурирует в проекте «Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры г. Ижевска на период с 2009 до 2015 гг.», которую предполагается принять на сессии ижевской Городской думы 22 октября.


Программа предполагает вложение около 5,6 млрд руб. - в модернизацию и развитие теплоснабжения, около 4,4 млрд – в развитие водоснабжения, около 4 млрд - в водоотведение, почти 360 млн руб. – в развитие системы утилизации ТБО. Общий объем финансирования программы составляет 14 млрд 466 млн 300 тыс. руб., которые, согласно выводам разработчиков, следует освоить в срок до 2015 года. Причем самое крупное вложение средств – около 3,5 млрд руб. – должно прийтись, согласно программе, уже на следующий, 2010 год.


ООО «Научно-консалтинговый центр «Аудитор-Ч» (г. Набережные Челны»), которому была заказана разработка проекта, в своем разъяснении на имя депутатов Городской думы г. Ижевска указывает, что определение источников инвестиций не входит в задачи разработчиков программы. Но понятно, что основных вариантов поступления инвестиций всего три: это бюджет, это инвестиции коммерческих структур и это инвестиционная составляющая, заложенная в структуру тарифов на поставку коммунальных ресурсов, – то есть, проще говоря, это деньги населения и организаций.


Что касается средств муниципального бюджета, то тут иллюзий питать не приходится. Четырнадцать миллиардов – это, по сути, два нынешних годовых бюджета столицы Удмуртии. После падения доходов на 800 млн руб. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (и на 1,5 млрд по сравнению с запланированными доходами) бюджет Ижевска и так буквально трещит по швам.


Показательно, например, что из 350 млн руб. задолженности управляющих организаций перед МУП «Ижводоканал» 300 млн руб. – это долг муниципального учреждения - ГЖУ г. Ижевска. «Под угрозой не только ремонтные кампании, но в целом стабильность водоснабжения и водоотведения города», - говорится в пресс-релизе «Ижводоканала». Какая уж тут, спрашивается, инвестиционная программа?


Аналогичная ситуация с поставками электроэнергии. Согласно выступлениям в СМИ представителей ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания», задолженность перед ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания» на 9 октября достигла 470 тыс. рублей. Примерно треть ее приходится на население, треть на предприятия ЖКХ и треть – опять же на долю бюджета.


О том, насколько нынешние городские власти способны привлекать частные инвестиции в развитие городского хозяйства, красноречиво свидетельствует скандальная история со сдачей на четверть века муниципальных теплосетей Ижевска в аренду ООО «Удмуртские коммунальные системы» (УКС), входящему сегодня в структуры КЭС-холдинга Виктора Вексельберга. Напомню, что в поданной при проведении конкурса заявке ООО «УКС» обязалось вложить в развитие внутриквартальных городских теплосетей в течение 25 лет… 470,2 млн рублей. То есть в среднем всего около 18 млн (!) руб. в год. Для сравнения: вышеупомянутая «Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры» научно обосновывает необходимость вложения в муниципальные внутриквартальные теплосети более 2 млрд руб. – причем в течение не 25-ти, а всего 7 лет. Надо ли говорить, что на фоне этих цифр звучавшие два года назад заявления руководства города о необходимости привлечения частных инвестиций путем сдачи городских теплосетей в аренду коммерческой фирме оборачиваются полнейшей профанацией?


Можно быть уверенным в двух вещах. Во-первых, главным «инвестором» мероприятий принимаемой программы постараются сделать потребителей города. Собственно, и сегодня в тарифах заложена инвестиционная составляющая, однако ее, без сомнения, будут пытаться увеличить. Вопрос в другом - где уверенность, что собираемые с населения «инвестиционные» средства в полном объеме будут вкладываться в развитие коммунальной инфраструктуры, а, например, не «растворяться» в структурах ЗАО «КЭС»? Может, кто-то искренне считает, что сегодня существует механизм реального контроля за финансовыми потоками ООО «УКС»? И что при сохранении в республике нынешнего политического режима кто-то попытается его ввести?


Во-вторых, очевидно, что принимаемая программа в установленные сроки реализована не будет и нас ждет дальнейшее нарастание кризисных явлений в жилищно-коммунальном хозяйстве Ижевска. Это не значит, что принятие программы бессмысленно. Напротив, с ее утверждением Ижевск получает официальный документ, который, по идее, должен четко расставить приоритеты в бюджетной политике. Причем не только на муниципальном, но и на региональном уровне (не секрет, что большую часть налоговых поступлений в бюджет Удмуртии дают налогоплательщики Ижевска). И дальнейшая демагогия вокруг необходимости освоить еще «энное» количество миллиардов на строительство «второй очереди» зоопарка или на дальнейшую грандиозную перестройку набережной, чтобы стало «как в Ницце», должна, наконец, прекратиться.




ДЛЯ ЭТИХ НЕ ЖАЛКО
Президент Удмуртии нашёл для холдинга Вексельберга 100 млн рублей

Как сообщает источник «Д», на днях на счета ООО «Удмуртские коммунальные системы» (с 2008 г. арендующего муниципальные теплосети Ижевска) были перечислены 100 млн руб. в счет погашения задолженности МУ «Городское жилищное управление – управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска» (ГЖУ).

Средства перечислены в досудебном порядке, несмотря на то, что ГЖУ оспаривает финансовые претензии ООО «УКС» на сумму более 750 млн руб. в Арбитражном суде УР, считая, что ООО «Удмуртские коммунальные системы» выставило к оплате завышенные объемы теплоэнергии.


Напомним, что солидарность с этой позицией проявили и правоохранительные органы. В мае Следственная часть УРОПД МВД по УР возбудила уголовное дело по статье 159 УК РФ (мошенничество) в отношении неопределенного круга лиц. Уголовное дело было возбуждено через статью 30 УК РФ (приготовление к преступлению и покушение на преступление) и прямо касалось находящегося в Арбитражном суде УР иска ООО «УКС» (структура КЭС-холдинга) к Горжилуправлению о взыскании в пользу коммерческой структуры более 600 млн рублей.


Кроме того, как стало известно «Д», в настоящее время ещё 100 млн руб. пытаются изыскать в бюджете г. Ижевска для нового транша в пользу КЭС-холдинга. Учитывая, что по состоянию на сентябрь доходы бюджета столицы Удмуртии оказались не менее чем на 1,5 млрд ниже запланированных и финансирование ряда направлений в работе муниципальных органов свернуто, наблюдатели считают изыскание столь крупной суммы, как 100 млн руб., непростой задачей. Так, критичной сегодня является ситуация с финансированием сферы здравоохранения и образования Ижевска: например, многие школы города не получили ни рубля на подготовку зданий к учебному сезону 2009-2010 гг.


Конечным получателем указанных 200 млн руб. называют входящий в структуры ЗАО «КЭС» удмуртский филиал ТГК-5 (основной производитель теплоэнергии для г. Ижевска). Напомним, что 22 июля состоялось совещание президента Удмуртии АлександраВолкова с главой КЭС-холдинга МихаиломСлободиным, в ходе которого была достигнута договоренность о выделении из республиканского и городского бюджета 400 млн рублей в счет погашения претензий структур КЭС-холдинга. Выделение средств решено было провести в два этапа - по 100 млн из республиканского бюджета и бюджета Ижевска в 2009 году и по 100 млн руб. - в 2010 году. В бюджете столицы республики данные средства не запланированы. По словам депутата Городской думы г. Ижевска АндреяКоновала, «такое необоснованное «кровопускание» из городского бюджета депутатским корпусом не санкционировалось и даже не обсуждалось». «С моей точки зрения, - говорит Андрей Коновал, - использование лоббистского потенциала президента Удмуртии для продавливания этого вопроса может иметь коррупционные аспекты».

ИА «День»