Праздник оказался иллюстрацией к укоренившейся в головах ижевчан мысли о том, что мотоциклетное производство в столице Удмуртии – пусть и славное, но безвозвратно ушедшее прошлое.


Небольшое отступление. Совсем недавно я вернулся из Забайкалья, где проходил военную службу. Мне часто приходилось общаться с людьми, которые об Удмуртии никогда не слышали: все, что расположено к западу от Урала, для них – «под Москвой». В то же время, как выяснилось, славное имя города Ижевска практически у всех «на слуху», хотя и в отрыве от каких бы то ни было географических представлений. Хорошо помню лицо молодого парня из глухой дагестанской деревушки, который говорил с непередаваемой интонацией, почти с нежностью: «Ижевск - да… ружье было хорошее»... Не меньшей любовью до сих пор пользуются железные лошадки ижевского производства. В труднодоступных уголках страны про ижевчан больше ничего не знают. На вопрос, где моя родина, я чаще всего отвечал: «Ижевск, ружья, мотоциклы».


За восемьдесят лет существования марки ижевского мотоцикла их было выпущено столько, что хватило не только на всероссийскую, но и на мировую славу. «Ижи» экспортировали и к соседям (Монголия, Казахстан), и в страны дальнего зарубежья – в Африку, Латинскую Америку, на Ближний Восток. Доверие потребителей и собственную нишу на рынке продукция «Ижмото» завоевала благодаря некоторым выдающимся свойствам советского мотоцикла, а именно – надежности, невысокой цене и простоте обслуживания агрегатов.


В 1980-е годы возможности конвейерного производства на заводе были доведены до уровня около 450 тыс. мотоциклов в год, и к концу десятилетия мотозавод работал с использованием почти всей доступной мощности.


За следующие семь лет, с 1990 по 1996 год, производство ижевских мотоциклов сократилось в 15 раз – это было следствием множества изменений как на внутреннем, так и на мировом рынке. В частности, радикально изменился характер спроса на двухколесный транспорт в России: он перестал восприниматься как экономичное средство передвижения, это место было занято подержанными автомобилями. Мотоцикл же, напротив, превратился в предмет роскоши, выражение статуса и предпочтений его обладателя. Отечественный «Иж» в этом плане совершенно не выдерживал конкуренции с новейшими моделями импортных машин, а модернизация производства мотоциклов оказалась не под силу российской промышленности. По данным «Российской бизнес-газеты», в наши дни 99,5 процента спроса на мотоциклы в России удовлетворяется за счет импорта, хотя отмечается, что «в отдельных сегментах рынка наши машины вполне могли бы составить конкуренцию японцам и европейцам, но у них не хватает средств на массовое продвижение своих брендов».


Когда в январе 2008 года стало известно о закрытии мотоциклетного производства на ОАО «Ижмаш» и увольнении большей части сотрудников, среди комментаторов события общим было только возмущение. И причины, и значение данного факта оценивались различно. Кто-то ругал президента Волкова, кто-то высказывался в том духе, что, мол, давно пора, хватит штамповать барахло – даешь «Ямаху»! В целом же выяснилось, что рядовые ижевчане к гибели бренда «Иж» относятся с несколько большей ревностью, чем к другим подобным неудачам, бьющим по престижу города и республики. Наверное, многие, как и я, до сих пор вспоминают, как носились по полям на «Юпитере» с коляской, переделанной для транспортировки урожая. Да мало ли что каждый может вспомнить.


В последние годы перед закрытием производства сотрудниками «Ижмото» была предпринята попытка обновить модельный ряд за счет новых мотоциклов ижевской конструкции под маркой «PS-650 Rotax» – с немецким двигателем и японской ходовой частью. Сколько точно собрано образцов этой модели, неизвестно, но в серийное производство она так и не была запущена. Для этого не хватило средств, да и уровень конкуренции практически не позволял надеяться на успех предприятия. Интересный факт к вопросу об упущенных возможностях: в 2008 году, после консервации производства «Ижей» и их комплектующих, на форумах «ижатников» в столице Удмуртии всерьез рассматривался вариант покупки запчастей от производителей в Турции и Тайване, где они выпускаются под марками «Planet» и «Eidige».


На празднике 80-летия ижевского мотоцикла больше всего собралось школьников младших классов. Пока они наперебой фотографировались вокруг японского железного коня, «Ижи» одиноко стояли в стороне. Как и следовало ожидать, прошлой славы ижевского мотоцикла дети не помнят и к истории его равнодушны.