Столь длительное нахождение у «руля власти» отразилось на репутации Александра Волкова не лучшим образом: согласно опросу Фонда «Общественное мнение», президент Удмуртии стабильно входит в десятку самых непопулярных глав регионов в России. На вопрос: «Как вы считаете, руководитель вашего региона работает на своем посту хорошо или плохо?» - 54 процента опрошенных жителей Удмуртии ответили, что «плохо», 25 процентов – «хорошо». По числу положительных оценок президент Удмуртии занимает 52 место в списке из 76 субъектов РФ.


Шестнадцать лет назад мало кто полагал, что далеко не самый влиятельный заместитель председателя Совета министров УР, совсем недавно переехавший в столицу Удмуртии из Глазова, так прочно врастет во власть. Выбор в пользу Александра Волкова выпал методом исключения, в тот момент в правительстве республики сложилась ситуация двоевластия между двумя первыми заместителями премьера - Виталием Соловьевым и Равилем Каримовым. Ситуация переломилась 24 июня 1993 года, когда депутаты Верховного Совета Удмуртии приняли постановление об освобождении от должности председателя Совета министров УР Николая Миронова «в связи с удовлетворением его заявления о добровольной отставке». В тот же день «по личной просьбе» был освобожден от должности и Виталий Соловьев, а всего через три недели его оппонент Равиль Каримов расстался с частью своих полномочий (Министерство финансов), уступив должность министра креатуре Волкова – Владимиру Агашину.


Случившаяся 24 июня 1993 года отставка премьера Николая Миронова не была неожиданностью для участников политического процесса. Вопрос, что называется, давно назрел. И незадолго до этого события среди депутатов Верховного Совета УР был проведен беспрецедентный опрос – каждый из 200 парламентариев мог анонимно назвать три возможных кандидатуры премьера. В тройку попали: Александр Волков, Николай Сычев (в тот момент первый заместитель председателя ВС УР) и Владимир Гродецкий (тогда он занимал должность гендиректора ПО «Мотозавод»). Председатель Верховного Совета УР Валентин Тубылов принял решение внести кандидатуру Волкова, как набравшего относительное большинство по итогам опроса. По итогам голосования на 16-й сессии Верховного Совета УР «за» назначение Александра Волкова председателем Совета министров УР проголосовали 144 депутата, 27 депутатов – высказались против.


Спустя 21 месяц, в апреле 1995 года, уже не надеясь на такую единодушную поддержку (и не сумев добиться введения в Удмуртии поста президента), 44-летний председатель Совмина Александр Волков пошел ва-банк и выдвинул свою кандидатуру в пику Валентину Тубылову на должность главы парламента. Верховный Совет Удмуртии к тому времени был переименован в Госсовет УР, количество депутатов сокращено с 200 до 100, а председатель Госсовета УР, согласно Конституции республики, наделялся полномочиями высшего должностного лица Удмуртии. Итоги первого голосования результата не дали: «за» Волкова – 50 депутатов и столько же «против». Тубылов набрал 46 голосов, 54 депутата проголосовали «против». Но ночь с 18 на 19 апреля 1995 года изменила расклад - при повторном голосовании «команде Волкова» удалось добавить к уже имеющимся 50-ти еще 5 голосов депутатов. В отличие от назначения председателем Совмина УР это была его собственная первая политическая победа.


Задним числом вспоминая, каким образом не самому яркому управленцу удалось в 1993 году возглавить исполнительную власть республики, многие склоняются к мнению, что удача Александра Волкова заключалась в том, что его тогда никто не воспринимал всерьез, просто нужен был «временный вариант» до окончания полномочий выборных органов государственной власти Удмуртии. Если это и так, то политическая карьера президента Удмуртии лишь ещё раз подтвердила известную истину: нет ничего долговечней, чем временное…