Мы с соседями стараемся поздравлять Валентину Ивановну со всеми праздниками. Человек она тихий, спокойный, очень доброжелательный. Но живет теперь одна, и внимания ей явно не хватает. Из четверых детей троих Валентина Ивановна похоронила. Что сказать, жизнь была тяжелая.



«Предуктал»


«Понимаешь, в чем дело, Андрюша, - рассказывает свою историю баба Валя, - я, как ветеран, имею скидку 50 процентов от стоимости лекарства. Но нас постоянно обманывают в аптеках, нас везде обманывают, но тут-то государство! Аптека-то государственная. Я пошла в аптеку, мне выписали рецепт, льготный, на «пре-дуктал», я решила узнать, сколько он стоит. Подошла, спросила, ответили - 735 рублей, - продолжает Валентина Ивановна, наливая мне чай. - Пошла домой, посчитала, что с 50-процентной скидкой он мне обойдется в 300 рублей с небольшим. В прошлом месяце не купила, денег не было совсем, а в этом оставила и пошла покупать, - утирая слезы платком, дрожащим голосом говорит пенсионерка. - Пришла, а мне заявляют, а для льготников этот препарат стоит 1064 рубля»...

«Сколько стоит «предуктал»?» - спросил я в одной аптеке. «735 рублей». - «Дороже у вас бывает это лекарство?» - «Нет, цены у поставщиков примерно одинаковые».


Аптека № 51


«Скажите, сколько стоит «пре-дуктал»?» - задал я тот же вопрос, позвонив в аптеку № 51, где как раз и продается «дешевое» льготное лекарство специально для ветеранов. «735 рублей, а вы кто?» - неуверенно спросили меня на том конце провода, как будто выдавая страшную военную тайну. «Любопытный покупатель, - ответил я и вернулся к вопросу: - Скажите, а сколько будет стоить этот препарат по льготному рецепту с 50-процентной скидкой?» «Вы точно любопытный покупатель?» - переспросила меня Ольга Комлева, заместитель директора 51-й аптеки. «Да, а кто же еще…» - сказал я. «1064 рубля стоит для льготников препарат», - замявшись, призналась Ольга Владимировна...


«У меня не было с собой таких денег, - всхлипывая, продолжает рассказ бабушка Валя. - Я стала спрашивать, да как же так, мол, нам, ветеранам, и дороже, чем обычным людям, как же так можно!


Попросила вызвать заведующую, она вышла, я ее спрашиваю, почему для ветеранов дороже? Она ничего внятно сказать не смогла, наорала на меня, что все нормально, что так они закупили, я и ушла оттуда. Говорила, что разница-то несущественная и не стоит из-за нее так переживать. Но как же несущественная, или с 750 рублей 50 процентов - получается 375 рублей, или 1064 рубля, это ведь пятьсот с лишним, когда каждую копейку считаешь, это внушительно. А как они со мной разговаривали, это же ужас, это несправедливо отбирать последнее у ветеранов»...


«И вообще, что вы за любопытные покупатели такие, был у нас тут на днях один любопытный покупатель, тоже насчет «предуктала» интересовался, какие все интересующиеся стали…» - с ноткой раздражения в голосе сказала Ольга Комлева. «Это был не любопытный покупатель, это была ветеран труда, которой не хватило денег, чтобы купить себе лекарство, потому что для ветеранов оно у вас стоит почему-то дороже, чем для всех остальных граждан», - тоже начал раздражаться я. «В рознице это не наше лекарство, - ошарашила меня заместитель директора аптеки № 51, расположенной по улице Баранова, и продолжила: - Ну, у нас договор комиссии, понимаете? То есть мы продаем чужие препараты за комиссию, а мы закупили дорогой, так как другого варианта не было, у поставщиков был только этот препарат».


Главное - уверенность


«Субботина я могу услышать?» - спросил я у секретаря в приемной министра здравоохранения Удмуртской Республики Сергея Субботина. «Его сейчас нет, но у него совещание в два часа, сейчас уже половина второго, так что, может, вот-вот подойдет». «То есть если я буду звонить каждые пять минут, то у меня есть высокая вероятность, что я поймаю его перед совещанием?» - поинтересовался я.


«Может быть…» - многообещающе ответила мне секретарь министра, видимо, решив, что я так пошутил. Но я не шутил. «Нет, его нет, еще нет его, не подошел», - раздраженно отвечала мне секретарь в третий, четвертый, пятый раз. Зато сразу после двух часов мне сообщили, что министр подошел, но теперь он на совещании, и мне его уже не достать. После этого все сотрудники министерства, начиная от заместителя министра, кончая простыми специалистами, ссылались на то, что без официального запроса ответ на вопрос по поводу льготных лекарств в аптеке № 51 может дать только министр. Однако на условиях анонимности один из чиновников все-таки прокомментировал ситуацию: «Может, у них там новый закуп, я не знаю, сейчас лекарства же везде дорожают, подойдите к директору аптеки и спросите, почему так». «Но ведь это ваша аптека, государственная». - «И что? Наценками занимаются аптеки, а не мы, все вопросы к ним, там все обоснованно, я в этом уверена». Уверенность – это, конечно, хорошо, но, по-видимому, о поговорке «доверяй, но проверяй» в Министерстве здравоохранения УР никогда не слышали.


Старики…


«И ведь если бы это был единичный случай! Постоянно так, то лекарства дороже, то еще чего. Вот, например, пришла я к ним с льготным рецептом на «каптоприл». Он стоит 20 рублей. В аптеке сказали, что закажут. Прихожу забирать, а они мне дают вместо «каптоприла» его аналог - «капотен» и объясняют, что «каптоприла» не было, поэтому и заказали аналог. Но этот аналог стоит в десять раз дороже! А что делать, умирать, что ли? - рассуждает пенсионерка Валентина Ивановна. - Приходится покупать, они пользуются нашей беспомощностью».


Итак, аптека № 51 продает лекарства ветеранам-льготникам по стоимости выше розничной. В Министерстве здравоохранения Удмуртии об этом, конечно, должны знать, но, вероятно, закрывают глаза. И здесь явно попахивает какой-то афёрной схемой, но навариваться на ветеранах в нашей стране, по всей видимости, не грех. «Что делать, придется покупать за такую цену. Пусть плюют нам в лицо! Им жить в этой стране, ведь и им, когда они станут такими же старыми и больными, как мы, тоже будут плевать в лицо… Так устроена жизнь», - заключает баба Валя, не в силах удержать слезы.

Вот так своеобразно государство поздравило Валентину Ивановну с 9 Мая…