«Лен для нашего региона традиционная техническая культура. В 60-е годы посевные площади достигали 40-60 тыс. гектаров. Но в 90-х годах площади льна сократились до 5 тыс. гектаров, соответственно, упали и объемы производства волокна. В результате диспаритета цен и значительного сокращения государственной поддержки льнозаводы практически лишились оборотных средств, а следовательно, и возможности производить своевременные расчеты с товаропроизводителями за сданную льнопродукцию. Лен-долгунец стал убыточной культурой», - констатировал и.о. министра сельского хозяйства Удмуртии Александр Коробейников. Выращивать лен стало невыгодно, и сельхозтоваропроизводители в массовом порядке отказались от этого. За два года реализации третьей программы урожайность льноволокна выросла на 13 процентов, а валовой объем его производства по сравнению с 2006 годом увеличился в 1,4 раза. Но проблемы льняного комплекса остаются нерешенными.

Его сеют, а он не растет
В настоящее время лен выращивают в 13 районах республики на общей площади 11 тыс. гектаров. Льняной комплекс включает 42 коллективных крестьянских фермерских хозяйства, две льносеменоводческие станции и 15 льноперерабатывающих заводов. «До сих пор республиканские программы в отрасли льнопроизводства решали лишь задачу его сохранения, не стремясь к развитию. В 2007 году программой предусматривалось разместить посевы льна на площади 14,8 тыс. гектаров. Однако в 2006 году из-за неблагоприятных погодных условий не удалось в полном объеме заготовить собственные семена. В результате посевная площадь в 2007 году сократилась до 11,7 тыс. га. В том же году семян получено 906,3 тонны, что на 253 тонны больше, чем в предыдущем году, однако этого количества также было недостаточно, поэтому в 2008 году посевная площадь льна опять сократилась - до 11 тыс. га», - отметил Александр Коробейников. «Программные показатели в 2007 и 2008 годах не выполнены, однако результаты работы льносеющих хозяйств позволяют говорить о позитивной динамике развития отрасли.
Увеличился валовый сбор (на 43%) и урожайность волокна (на 13%)», - с оптимизмом заявил и.о. министра. По состоянию на 1 марта 2009 года только 46% семян льна в республике кондиционные. В настоящее время ведется подработка семян. Тем не менее этой весной посевные площади льна увеличатся почти на 20% и достигнут 13 тыс. гектаров.
Одной из основных причин высокого процента некондиционных семян льна является износ сортировально-сушильного оборудования.


Производят, но продать не могут
«Стоит отметить, что начинать возделывать лен льнозаводам было нелегко. Недостаточная оснащенность специализированной техникой, ограниченность в финансовых средствах для ее приобретения, аренда земли, отсутствие специалистов - все это влечет за собой дополнительные финансовые затраты, которые отражаются на себестоимости. На сегодня сделано в этом направлении немало, но много вопросов остаются нерешенными», - отметил г-н Коробейников. К слову, на складах льнозаводов сейчас хранится нереализованное льноволокно на сумму порядка 16 млн рублей. В прошлом году льнозаводы республики выработали 4,7 тыс. тонн волокна, что на 851 тонну меньше базового 2006 года. Объем реализации продукции составил в 2008 году 84,2 млн руб., это на 78 млн руб. меньше 2006 года. Снижение объема реализации вызвано падением цен на волокно (на 40%) и отсутствием сбыта в ноябре-декабре 2008 года.
Падение выработки волокна связано прежде всего с износом технологического оборудования (до 70%). На ОАО «Можгинский льнозавод» выпускают нетканое иглопробивное полотно (ватин), на ООО «Шарканский льнозавод» эта технология осваивается. Стоит отметить, что оборудование приобреталось с выработанным амортизационным сроком. Имеющееся оборудование по первичной переработке со сроком службы свыше 20 лет составляет 89%. С такой материально-технической базой невозможно выпускать конкурентоспособную качественную продукцию. Мероприятиями программы предусматривалась замена оборудования. Однако бюджетное финансирование по этой статье до сих пор отсутствовало.


Бороться с льняными мельницами
После доклада и.о. министра Коробейникова члены президиума как-то загрустили. «Стоит ли бороться с «ветряными мельницами», если такой результат, стоит ли вообще принимать эту программу, увеличивать объемы производства льна, если сбыт продукции постоянно сокращается?» - спросил председатель мандатной комиссии Александр Фоминов. Присутствующие в зале представители льнозаводов в один голос ответили, что стоит.
По словам Александра Коробейникова, причина падения спроса на льноволокно -
в плохом состоянии материально-технической базы отрасли. «За годы реализации программ государственной поддержки льняного комплекса ни одно предприятие республики не закупило ни одной единицы нового оборудования и техники. Не обновлялись и технологии, которые находятся сегодня на уровне 50-х годов. Не хватает квалифицированных кадров. На льнозаводах Удмуртии уже практически нет специалистов с профильным образованием», - поддержала и.о. министра директор Можгинского льнозавода Татьяна Шутова. На вредное производство с низкой заработной платой молодежь идти не хочет. В помещениях, где идет обработка льна, много пыли, взвеси, но женщины работают без респираторов, тем самым подвергая себя опасности заболеть астмой.
Нет в республике и своей глубокой переработки льна. Специалистами Можгинского льнозавода совместно с Ивановским институтом химии растворов разработаны технико-экономическое обоснование и бизнес-план организации производства объемного утеплителя, аналогов которого в России не производится. В нашу страну эта продукция в настоящий момент завозится из Финляндии. Есть еще завод в Германии, еще один строится на Украине. Этот объемный утеплитель, как считают в Можге, будет активно востребован в малоэтажном строительстве. «Но на реализацию данного проекта необходимо 410 млн рублей», - сообщила г-жа Шутова. Собрать такие средства невозможно. Достаточно сказать, что на поддержку льняного комплекса всей России в этом году запланировано всего 916 млн рублей. «Кредиты нам банки не дают, а льготные кредиты – половина уходит на налоги», - посетовала она. Неизвестно где искать и 2,5 млн рублей, которые бы позволили участвовать в федеральной программе 50-процентного субсидирования приобретения техники. Всю современную технику для производства и переработки можно купить только за рубежом, в России ее не производят.
Посовещавшись, члены президиума решили, что сворачивать производство льна нельзя, так как льнозаводы во многих населенных пунктах - единственное место работы для жителей. Закрыв их, социальных последствий не избежать. В результате Правительству УР поручено разработать программу развития льняного комплекса республики на 2010 - 2014 годы, направленную на техническое перевооружение отрасли.