11 октября прошлого года двадцатипятилетний Александр Злобин, начальник смены ОАО «ИжАвто», насмерть сбил двух мужчин. Уголовное дело исполнявший в тот момент обязанности начальника Завьяловского отделения ГИБДД капитан милиции Зайнуллин возбуждать не стал, написав в постановлении, что в действиях водителя «отсутствует состав преступления».
Материалы проверок и копии протоколов предоставили редакции родственники погибших. Первое, что бросается в глаза: водитель превысил скорость, разогнавшись до семидесяти километров в час. Сам он это отрицает, уверяя, что двигался со скоростью 60 км/ч, но экспертиза доказала, что превышение было. Казалось бы, что еще надо для возбуждения уголовного дела? Однако рассуждения капитана Зай-нуллина по этому поводу весьма странные. По мнению инспектора, раз водитель превысил скорость, то, следовательно, «не располагал технической возможностью предотвратить наезд на пешеходов». А в правилах ПДД, на которые ссылается капитан Зайнуллин, написано, что «при возникновении опасности для движения […] водитель должен принять возможные меры к снижению скорости». То есть получается, что Злобин должен был остановиться, но ехал он с такой скоростью, что возможности остановиться не было – а значит, и не виноват. Вот если бы водитель Злобин ехал, как положено, со скоростью 60 км/ч – вот тогда, видимо, его должны были наказать. А так даже права отбирать не стали.
Почему? Непонятно. Все-таки начальник смены завода Александр Злобин - это не сын министра обороны ​России Сергея Иванова – Александр Иванов, который в свое время попал в похожую ситуацию. Под колесами сына бывшего министра обороны погибла пенсионерка, и он тоже не понес за это должного наказания. Тогда все газеты пестрели заголовками типа «Чиновники и их дети могут давить людей совершенно безнаказанно». Теперь, оказывается, не только чиновники: технология, как говорится, внедряется в массы и становится доступной простым начальникам смены.
После постановления ГИБДД родственники погибших написали жалобу прокурору Завьяловского района Юрию Семенову. В ней потерпевшие указывают на массу нарушений: не были проведены экспертиза транспортного средства на предмет исправности и следственные действия по определению видимости (параметры были определены со слов водителя). В жалобе также говорится, что тормозить водитель начал только после столкновения – об этом свидетельствуют следы тормозного пути. Но главное, на что обращается внимание, - скорость была превышена, и именно это повлекло за собой преступление.
В отказе прокурора Семенова нет никаких новых данных. Отказ написан по шаблону отказа ГИБДД. Прокурор слово в слово повторяет формулировки, что водитель «не имел технической возможности предотвратить наезд» и прочие. О превышении скорости Семенов тоже упоминает, однако умалчивает о том, что именно это обстоятельство могло стать причиной происшествия. К тому же надо учитывать, что водитель Александр Злобин проживает в деревне Хохряки и прекрасно знает, что в том месте, где произошла трагедия, находится остановка общественного транспорта. Это не послужило для него поводом снизить скорость…
После очередного отказа родственники погибших написали новую жалобу в прокуратуру Удмуртии. Они надеются, что на республиканском уровне их, наконец, услышат и прокурор Удмуртии Сергей Панов не последует сомнительной логике своих коллег. «Если там нам тоже откажут, то я не собираюсь это так оставлять в любом случае. Так не бывает, чтобы двух людей убить и ничего за это не было», - говорит родственница погибших Елена. По ее словам, в поисках правды они уже подготовили обращения в правозащитные организации и государственные структуры: Прокуратуру Российской Федерации, уполномоченному по правам человека и другие инстанции.