Новое искусство


В пятницу, 20 марта, в выставочном центре «ГАлереЯ» открылась выставка ижевских художников-граффитистов «Жизнь с запахом краски», посвященная десятилетию зарождения граффити-культуры в Ижевске. В небольшом зале (бункере) представлены фотографии граффити-работ на стенах города, яркие скетчи – эскизы граффити на бумаге, которые переносятся на стену, граффити на холстах и просто картины маслом. В витринах можно увидеть баллоны из-под краски, мобильные телефоны, одежду, декорированные в стиле граффити. Открытие выставки сопровождалось выступлением местных хип-хоп и рэпкор-банд.
«Десять лет назад появились люди, которые принесли эту волну к нам в Ижевск, - говорит Кир (KIR-CORE – полный творческий псевдоним), художник-граффитист, солист группы Peyotl, один из организаторов выставки. – Я тоже начинал в 1999 году, но жил далеко от центра и не общался с ребятами, которые также занимались граффити. С трудом доставал всю информацию». Впрочем, с информацией тогда всем приходилось туго. Интернет, ставший сегодня обыденным явлением для горожан, в то время был доступен далеко не каждому. Поэтому «старики» гораздо серьезней относятся к граффити, нежели основная масса новичков, которые смотрят на это дело поверхностно и, недолго покопавшись в Интернете, сразу бегут в магазин за краской.
Проблема дилетантизма в граффити на сегодняшний день стоит довольно остро и портит имидж профессиональной ветви этого движения в Ижевске. 90 процентов рисунков на стенах города, по словам Кира, не являются граффити. Отсюда и неоднозначное отношение обывателей к этому виду искусства. А в граффити, как и в любом искусстве, есть свои каноны, правила, которые необходимо учиться понимать. Сегодня похвастаться знанием и пониманием этих канонов могут лишь единицы. И это неудивительно – для того, чтобы накопить опыт в граффити, необходимо время. Не год и не два. А большинство работ, которые видят горожане, выполнены людьми, мало что понимающими. Где-то мельком они подсмотрели, как это делается, порисовали и через год бросили.
Граффити – занятие полулегальное. Бомберами называют тех, кто оставляет свои «следы» на приглянувшейся стене города, что, собственно, запрещено. Их цель – сделать быстрый рисунок из двух цветов до приезда блюстителей порядка. Здесь к удовлетворению эстетической потребности в рисовании добавляется капля адреналина. В Европе и США полиция занимается бомберами весьма основательно: созданы специальные подразделения – Vandal Squad – со своей формой, техникой, по мере возможности пресекающие творческие акты экстремальных художников. Впрочем, граффити можно заниматься и в спокойной обстановке, когда, например, какой-нибудь магазин дает граффитисту заказ на оформление стен в данном стиле. В этом случае художник имеет в распоряжении большое количество краски разных цветов и запас времени, необходимый для создания качественного рисунка. Кир получает удовольствие и от бомбинга (убегать от милиции приходилось не раз), и от легального граффити.
Краску в Ижевск привозят из столицы, поэтому цены на нее, и без того высокие, у нас в городе еще выше. Граффити – достаточно дорогое занятие. Я поинтересовался у Кира об источнике его дохода. «Я дизайнер-художник и графический дизайнер, то есть создаю фирменные стили различных компаний. Декорирую квартиры, создаю интерьеры. Также зарабатываю именно граффити. Несколько магазинов в нашем городе я оформлял полностью в этом стиле. В Москве работал – оформлял один фасад».
В Ижевске функционируют две граффити-школы. В одной из них Кир успевает еще и преподавать. К нему приходят подростки от тринадцати до семнадцати лет. В среде граффитистов есть мнение, что научить этому нельзя, что человеку либо дано, либо нет. Кир его не разделяет: «Моя задача – показать ученикам все то множество канонов и приемов стилизации, до которых мы доходили самостоятельно долгим и трудным путем. Чтобы они смотрели на какой-то пример и не просто что-то срисовывали, а чтобы они анализировали и понимали суть. У нас сейчас есть новички, которые сами чего-то добиваются и фактически уже на уровне, но их тоже очень мало, буквально три-четыре человека. А нынешнее «самообразование» в основном ограничивается бездумным вбиванием в поисковике слова «граффити» и попытками создать нечто подобное, и без понимания канонов это выглядят весьма неудачно».
Граффити – молодое искусство, и в нем есть куда стремиться. Выставка призвана привлечь внимание к профессиональному граффити и сломать стереотипы людей, считающих его вандализмом. Цены демократичные: 50 рублей – самый дорогой билет.


Старая традиция
Неделей ранее, в пятницу, 13 марта, Анной Стронской был организован квартирник. Были приглашены музыканты разных мастей, зрители-слушатели – всего около сорока человек Аниных знакомых, в число которых мне посчастливилось в свое время попасть. Обувью и куртками была заполнена вся прихожая. Чтобы было куда наступить, часть ботинок перенесли в ванную.
Квартирники для нашей страны – особая тема, имеющая свою историю. Запрещенные в СССР музыканты устраивали их на свой страх и риск. В брежневские времена к квартирникам относились более или менее спокойно – организаторам выносился лишь устный выговор. А вот при Черненко, в начале 80-х, за такое дело можно было и в тюрьму угодить: выступление музыканта на квартире приравнивалось к предпринимательской деятельности, нарушающей монополию Росконцерта. В былые времена на квартирниках, как и на кухонных посиделках, формировалась контркультура. Тесные «хрущевки» собирали людей инакомыслящих, так или иначе сопротивляющихся прессу эпохи. А что такое квартирник сегодня?
Анна Стронская приглашает музыкантов далеко не впервые. Квартирники утраивались ею ежегодно по два раза в год с того времени, как Анна поступила в УдГУ (теперь она уже аспирантка). Среди первых участников – легендарные «Анри», «День Жирафа». В небольшой двухкомнатной квартире народ равномерно рассредоточился между кухней, где болтали и пили вино, и комнатой, в которой собственно выступали музыканты. По ходу действия народ плавно перетекал из кухни в комнату, и наоборот. Четыре музыкальные группы (не обязательно даже группы, а скорее творческие объединения по два-три человека) и четверо индивидуальных исполнителей развлекали слушателей песнями под гитару собственного сочинения. Из профессиональных исполнителей присутствовали, пожалуй, только Sappy – они выступали в урезанном составе из двух человек. Все происходило в уютной раскованной атмосфере. Квартирник закончился поздно вечером, и все разбрелись по домам.
Своими впечатлениями поделилась одна из слушательниц: «Атмосфера у Ани в доме очень теплая, уютная, несмотря на то, что очень много людей. Все в тесноте, но никто не в обиде. Люди здесь собрались замечательные, очень милые и воспитанные. Объединяет их любовь к искусству, музыке и вообще ко всему душевному и светлому. Мне кажется, никто не чувствовал там себя некомфортно. Все как бы на одной волне…»
«С тех пор, как мы начинали здесь собираться, многое изменилось, - говорит сама Анна. - Внешне - изменились названия групп, какие-то перестали существовать, какие-то наоборот – нашлись и полюбились. Деятели остались, и появляются новые, и действуют, но теперь уже очень локально. Исчез тот контекст, та среда, для которой было характерно взаимодействие, обмен, интерес… Теперь все себе на уме. Сегодня собралась старая тусовка, которая теперь уже разлетелась, но ностальгия по старым добрым временам, по ранней молодости не отпускает». Но Анна не смотрит на нынешнюю ситуацию с пессимизмом. Минувшее, по ее словам, это лишь этап, который прошел. Нынче рок-н-ролльная, хипповская субкультура утратила свою актуальность. Центр тяжести молодежных интересов смещен к клубной культуре. Да и сама Анна признается, что теперь ей намного интересней второе, нежели первое.