«Здесь живет модерн» - именно так называется проект, реализуемый с лета прошлого года сотрудниками Музея истории и культуры Среднего Прикамья в городе Сарапуле. Проект
реализуется на средства гранта, полученного на конкурсе, ежегодно проводимом Фондом Владимира Потанина. Стильно! Всё стильно в этом проекте. Даже временные «рифмы».
Павел Башенин – фигура для Сарапула того же профиля и масштаба, что для Ижевска Андрей Дерябин, – «Бог, царь и герой» в одном лице. Был он очень крупным лесопромышленником, блеском университетского образования похвастать не мог, но был красив, статен и умен не по-купечески (скупердяйски), а смотрел и искал выгоды обществу и городу, не одному себе. Поэтому ТРИЖДЫ ИЗБИРАЛСЯ городским головой.
На время его правления приходится появление в Сарапуле электричества и водопровода. Производственные здания строились как архитектурные произведения! Сохранились до сих пор. Каково это в сравнении с нынешними нашими-то? Экономический и культурный расцвет Сарапула пришелся как раз на этот, башенинский краткий миг истории между нулевыми (девятисотыми) годами и предреволюционной порой. В 1910 году Павел Башенин скоропостижно скончался на 41-м году жизни. Наверное, вовремя -
Революция таких не щадила. Но в наследство как памятник сарапульского Ренессанса остался город, где сквозь все катаклизмы прошли и в той или иной степени сохранились старинные купеческие особняки, которыми местные богатеи, с одной стороны, выхвалялись друг перед другом, а с другой - все же украшали и украсили место своего обитания.
У Павла Башенина было два дома – городской и загородный (дача). В загородном уже пять лет, как размещается один из отделов городского музея. Городской дом, по словам принявшего участие в мероприятии главы муниципального образования «город Сарапул» Анатолия Наумова, сейчас в стадии реставрации и обязательно будет восстановлен.
В чем суть проекта «Здесь живет модерн»? О нем мне рассказала менеджер проекта Ирина Семакина. Основная его идея – «живой музей», то есть включение жителей города в культурную среду, воссозданную в музейных стенах. Это серия «салонов» - литературных, музыкальных, поэтических, живописных. Все участники отдают дань стилю модерн. Так, романсы начала века в декабре прошлого года исполнял Павел Кравецкий; свой новый вполне «упаднический» роман представлял Лев Роднов.
В «модном салоне» экспонируются модные журналы начала XX века. И становится очевидным, что «реплики» модерна нравятся и нам.
Можно сняться в интерьере фотосалона той эпохи и сразу увидеть себя на ЖК-панели. Очень трогательно выглядят бережно освобожденные реставраторами фрагменты оригинальной настенной и потолочной росписи (конечно же, в стиле модерн!), сохраненные в первозданном виде.
Поражает, как они «выжили» в советскую и постсоветскую эпохи, когда хозяева менялись, а потом и вовсе дом был брошен как «бесхоз».
Летом на «даче Башенина» опять «большой сбор» - юбилей музея (учрежден опять-таки Павлом Андреевичем Башениным!) и самого здания, которое служит лучшим памятником человеку и гражданину.