Хочу сказать, что, вообще-то, прошедшее заседание поставило меня в довольно затруднительное положение. Писать о «последних данных», которые уже год как устарели, было бы странно. Кому сейчас интересно, сколько детей было укушено клещами, а сколько заболело гриппом в позапрошлом году? Простой читатель вряд ли заинтересуется такой информацией. А для кого она актуальна? Зачем вообще нужен этот доклад о положении дел детей?


Мертвому припарка


Естественно, не для того, чтобы рассказывать о нем на пресс-конференциях. Доклады такого рода служат опорой для стратегического планирования деятельности соответствующих органов. Опираясь на статистические данные, Управление здравоохранения, Управление дошкольного образования и куча других ведомств должны корректировать свои планы, вырабатывать программы и так далее. Соответственно, если обобщенной информации нет, то все ведомства, не имея полной картины, вынуждены работать на ощупь.
Сказать, что наш отчет «запаздывает», - это, как говорится, ничего не сказать. Год – это время реализации какой-нибудь социальной программы, это время бюджетного цикла и т.д. Если отчет запаздывает на год, то это означает, что каждый год депутаты, планируя, какие программы должны быть профинансированы, в какие отрасли пойдет больше или меньше средств, даже не представляют реального положения дел. Конечно, депутаты могут обратиться в ведомства, у которых есть оперативная информация по той или иной проблеме. Но если у специально созданного комитета на обработку этой информации уходит год, то сколько на это потратит один депутат?
При этом, если посмотреть в сравнении, получается, это не такую уж сверхзадачу выполняет этот Координационный совет по демографии. Например, Госкомитет по делам молодежи УР публикует точно такой же доклад «О положении дел молодежи», только в два раза больше по объему. При этом задачи у них сложнее, так как статистику приходится собирать со всей республики. Успевают как-то. А у нас, как было озвучено на комиссии, доклад о положении дел детей за 2008 год начнут готовить только в июне-июле 2009-го.
В итоге документ за 2007 год приняли. Был, конечно, один из членов комиссии, который, высказав замечание о том, что в докладе «нет логики», задумался, а потом сказал: «Но я думаю, что переделывать не надо». Другие члены комиссии, видимо, были согласны и настаивать на переделке доклада не стали – а то, глядишь, еще год потеряли бы.


В положении


Косвенным результатом неторопливости наших чиновников стало осложнение в области семейного благополучия. Данные, приведенные докладчиками по этим вопросам, были хотя и более актуальными, однако на фоне многочисленных сообщений об увеличении рождаемости в республике звучали довольно неожиданно.
Оказывается, несмотря на все усилия специалистов городских управлений, ситуация с половым воспитанием детей и подростков только ухудшается. Как сообщил представитель Управления здравоохранения, за последний год число абортов среди девочек младше четырнадцати лет (шестой класс) увеличилось в два раза – цифра не уточнялась. При этом все забеременевшие девочки, кроме одной, оказались из благополучных семей. Такая ситуация может означать, что те меры, которые принимают Управление образования и другие ведомства, стараясь проводить уроки полового воспитания, вывешивать стенгазеты и так далее, – неэффективны.
Новые подходы, о которых говорилось, но как-то мельком, возможно, позволили бы снизить и число неблагополучных семей. Как выяснилось, их тоже становится все больше с каждым годом. Так, если в 2007 году к числу неблагополучных отнесли 870 семей, то в 2008-м их стало уже 1043. И параллельно с этим в учебных заведениях держится довольно значительный процент учащихся из так называемой «группы риска» - сегодня это 1,6 процента от общего количества детей.
На вопрос, что делать, если половое воспитание педагогов уже не действует на современную молодежь, попытался найти ответ депутат Городской думы Василий Крюков. «Я считаю себя ответственным родителем и ни за что никогда никакому педагогу своего ребенка не отдам, потому что я не вправе оценивать нравственность этого педагога», - заявил Василий Анатольевич, предложив отдавать молодежь для нравственного воспитания служителям Православной Церкви. К идее депутата отнеслись прохладно, отметив, что организации с «религиозной подоплекой» допускаются для проведения воспитательных курсов только с грифом «Допущено Министерством образования Российской Федерации». Других инноваций никто не предложил, и поэтому рассчитывать на кардинальное изменение подходов к воспитательному процессу не приходится.
Бюджетные деньги по-прежнему будут уходить на проведение туманных тренингов. Таких, например, как прошедший в прошлом году семинар «Нравственность и половое воспитание». За год на этих курсах обучились 103 социальных педагога, 110 руководителей волонтерских отрядов, 903 классных руководителя – объемы огромные, но результатов, к сожалению, нет.
Вообще-то, заседание Координационного комитета должен был вести недавно назначенный заместителем главы администрации г. Ижевска Александр Прозоров, но, видимо, у него масса и других более важных дел. В результате председатель присутствовал на комитете лишь минут пятнадцать, успев за это время зачитать приказ о собственном назначении на должность председателя и выслушать первого докладчика.