Официально безработным считается лишь тот, кто состоит на учете в службе занятости. Есть даже документ, специальная книжка безработного, подтверждающая этот статус. Но если еще год назад можно было без проблем встать на учет, то в кризисное время все эти операции значительно усложнились. Казалось бы, что с ростом количества обращающихся в центры занятости последние должны лишь упрощать процедуру. Однако в реальной жизни преодолеть различные бюрократические барьеры стало еще труднее.
«Сейчас в центрах занятости столько народа, что очередь приходят занимать с утра еще до открытия, - рассказывает Ольга Владимировна, недавно посетившая Первомайский районный центр занятости г. Ижевска. - Считается удачей, если есть свободный участок стены, к которому можно прислониться. А там еще говорят: да вы что, вчера вообще встать было негде!». Система «номерков», по которым принимают работники службы, тоже очень запутанная, хотя все автоматизировано по последнему слову техники. «Я пришла к 10 утра, - продолжает Ольга Владимировна, - и терминал выдал мне бумажку, на которой был указан мой номер – 153 и указывалось, что передо мной еще 29 человек. А в очереди я узнала, что у номера 142 указаны те же 29 человек». Система эта беспощадна. Можно прийти раньше всех, прождать своей очереди целый день и не успеть до закрытия, а на следующий день оказаться в очереди не первым, а 125-м.
Многие пришедшие в службу занятости не дожидаются своей очереди и так и не встают на учет. Особенно, конечно, это касается мужчин. Они часто уходят со словами: «Кому это нужно – только время зря терять!» Но и это еще не все препятствия. «В двенадцать часов у них обед, и нам всем пришлось на час покинуть помещение. Нет, нас никто не выгонял насильно, просто было сказано, что сейчас здесь будут проводить кварцевание и если кто-то не дорожит своим здоровьем, может посидеть, зажмурив глазки. Конечно, желающих остаться не оказалось», - говорит Ольга Владимировна.
Однако и те, кто дождался своей очереди, вовсе не обязательно получат официальный статус безработного. Ольга Владимировна рассказывает: «По телефону сотрудница центра пообещала, что в моей ситуации у меня есть право встать на учет и стать «безработной», но когда я пришла в центр, мне заявили: «Вы уже год без работы, значит, согласны на любую работу. Пойдете санитаркой или уборщицей? Нет? Тогда ничем не можем вам помочь»… А почему я должна соглашаться на такую работу, если у меня высшее образование и многолетний опыт работы на руководящей должности?» Такое отношение к людям можно оправдать только огромным количеством посетителей, хотя разве не в этом состоит основная задача службы занятости – помочь каждому найти подходящую работу?
Такое положение вещей с нашей службой занятости наглядно демонстрирует статистика. «Всего на начало февраля 2009 г., по информации сайта business-news.ru, было зафиксировано 12 504 обращения граждан в городскую службу занятости населения, поставлены на учет в качестве ищущих работу – 3239 человек. В их числе преобладают граждане, уволившиеся по собственному желанию, - 1428». То есть только четверть из обратившихся были поставлены на учет. Стоит обратить внимание и на так называемые увольнения «по собственному желанию». Историй про такие увольнения Ольга Владимировна за время своего ожидания в центре занятости наслушалась достаточно. «Особенно мне запомнился рассказ женщины, работавшей поваром в одном известном ижевском супермаркете. Тридцать человек там сократили таким образом: предложили написать «по собственному желанию», другой вариант - сокращение, но тогда сокращенным придется выплачивать приписанный руководством каждому долг. Конечно, все выбирали первый вариант. Теперь я не удивляюсь, почему у нас так много людей, покинувших работу «добровольно». Самое смешное, что в списке предложенных этой женщине рабочих мест снова оказалась должность повара в том же самом супермаркете!»
Из положительной статистики: «На 1 февраля, при содействии городской службы занятости населения работу нашли 1519 человек, или 46,9 процента от числа поставленных на учет в качестве ищущих работу». То есть почти половина трудоустроена! Жаль, что такую красивую картину портит тот факт, что реальных безработных намного больше. Конечно, никто не ждет от службы занятости чуда в виде прекрасной работы для каждого обратившегося в то время, когда на предприятиях начались увольнения. И у сотрудников службы занятости хватает проблем – коллектив женский, со всеми вытекающими из этого проблемами: кто-то в декретном отпуске, кто-то – на больничном по уходу за ребенком и т.д. и т.п. Людей не хватает. Но от оставшихся работников хочется получить немного реальной помощи, а не бюрократического хаоса и откровенного хамства, вроде «можем предложить только должность уборщицы». А потом прийти домой, включить телевизор и услышать в новостях от президента Медведева: «Вопрос обеспечения занятости является главнейшей и приоритетной задачей для государства»…