Напомню, что Гоген особенно известен своими картинами, написанными в период, когда художник жил на Таити, воспевающими простую, но полную чувств и красок жизнь аборигенов. Любимые героини Гогена – таитянки, не скрывающие наготу своих тел подобно европейским женщинам.
Василь Ханнанов представляет свой взгляд на картины Гогена, «вступает с ним в диалог», как заявлено в аннотации к выставке. Также там сказано, что серия этих работ – результат «вдумчивой рефлексии над наследием французского живописца». Ханнанов позаимствовал у Гогена обнаженную натуру островитянок и любовь к автопортрету, но утрировал первое и преувеличил роль второго. Художник не изменил и названия картин «И золото их тел», «Дух мертвых не дремлет». В картине «Здравствуйте, господин В.Х.!» на место Гогена художник помещает себя, демонстрируя, вероятно, апогей своей рефлексии.
К новому прочтению художника также побуждают материалы для работы – ткани, а точнее, платки и покрывала с необычной текстурой, которая выступает фоном для картины. Интересно использование русских «бабушкиных» платков с пышными красными пионами, в которые вписаны таитянские красавицы с миндалевидными глазами. Ханнанову нравится сочетать несочетаемое: на одной из работ, «Калина красная», памяти Шукшина, изображены те же островитянки, в руках – тарелка с ярко-красными ягодами.
Грандиозное, но несколько гнетущее впечатление производит композиция, занимающая целую стену, от пола до потолка. Она составлена из отдельных черных полотен, без рам, прилегающих друг к другу, что создает впечатление единого темного пространства. На каждом таком полотне – женская фигура, само собой, обнаженная, в разных позах, в которых также чувствуется влияние Гогена. Но черный фон и отливающие синим фигуры далеки от полных тепла пышных красавиц Гогена.
Несколько работ есть и в независимой от Гогена манере. Ханнанов оригинально работает с тканями: есть картина, где женские фигуры «одеты» в настоящие платья, еще советские, ситцевые летние платья, потертые и выгоревшие на солнце. Еще заинтриговала композиция в виде ковровой дорожки, украшенной художником следами многочисленных отпечатков босых ножек, один конец которой лежал на полу у входа в зал, а второй закреплен под потолком, что создает впечатление «дорожки в небо».
Честное слово, работы, которые не имели отношения к Гогену, понравились мне гораздо больше. Для меня осталась загадкой сама идея вступления в диалог с художником посредством переписывания сюжетов, передергивания названий. Быть может, стоит относиться к этому с юмором, лучше – с долей цинизма. Не советую посещать эту выставку поклонникам великого французского художника, а также тем, кто хочет познакомиться с творчеством Гогена по полотнам Ханнанова. Всем же остальным будет интересно посмотреть работы актуального башкирского художника.