В пятницу  комиссия без долгих дискуссий приняла заключение о снижении тарифа на горячее водоснабжение в г.Ижевске для ООО «УКС» на… 1,2%. В реальности для населения это означает снижение с 38,15 руб. за куб. м  до 37,68 руб. за куб. м, для прочих  потребителей - снижение с 40,31  руб. за куб. м  до 39,84 руб. за куб. м.
В результате рост оплаты ГВС жителями после 1 января 2009 г. составит 118,5% вместо 119,7%, изначально запланированных. Члены комиссии, прежде всего входящие в нее несколько депутатов Гордумы, выразили недовольство таким «копеечным» снижением, однако единогласно проголосовали за него, поскольку принять большее снижение члены комиссии просто не имели права. По словам замглавы администрации Ижевска Татьяны Лагуновой, здесь действует жесткая, предусмотренная законом методика.  
Напомним, что после того как  руководство России приняло решение ограничить рост  тарифа на газ с начала нового года лишь 8,7 процента,  РЭК Удмуртии скорректировала в соответствии с этим и рост тарифов на тепловую энергию. В итоге это дало в республике снижение роста тарифа на тепловую энергию, который в этом году составит не 22 %, а 20,5 % по отношению к прошлому году. То есть обоснованный тариф на тепло был снижен в конце января примерно на 25 копеек за каждый квадратный метр наших квартир. Получается, что суммы минимальные. Для однокомнатной квартиры  плата снизится примерно на 8 рублей, для двухкомнатной – примерно на 10-11 рублей, для трехкомнатной – около 18 рублей. Между тем на акциях протеста в Ижевске, как  и в других городах страны, население требует ввести мораторий на любой рост тарифов на газ, тепло, воду и электроэнергию.
В соответствии с принятыми решениями по тепловой энергии и по горячему водоснабжению, за январь 2009 г. для населения будет осуществлен перерасчет.
 Гораздо более важным представляется принятие городской комиссией по тарифам заключения, устанавливающего структуру затрат на отдельные услуги и работы, в соответствии с которой должно осуществляться возвращение жителям их средств, если услуги оказываются ненадлежащего качества.
Приводим таблицу со структурой затрат из этого документа.


Комментарий члена Рабочей комиссии, депутата Городской думы г.Ижевска Андрея Коновала

Данное заключение комиссии будет еще утверждаться постановлением администрации города, но принципиальных изменений  там не будет. В чем важность этого документа? Как известно, сегодня одним из основных способов контроля жителей над исполнением обязательств организациями, управляющими их многоквартирными домами, является, как правило, процедура согласования итогов выполненных работ (оказанных услуг) с уполномоченными представителями собственников квартир. Если уполномоченный собственников доказывает, что конкретная работа не была выполнена, средства за эту работу считаются   неизрасходованными и учитываются на «лицевом счете» дома. Конечно, данный перечень городские власти имеют право утвердить только для  нанимателей неприватизированного жилья, а также для тех домов, которые  еще не прошли процедуру выбора способа управления домом и управляющей организации. Однако как определенный ориентир он может использоваться и для остальных жителей и управляющих организаций. Тем более что данная разбивка составлена на основе нормативно-правовых документов. Очевидно спорным мне представляется лишь приведенный в этой таблице размер платы по строке «Управление многоквартирным домом». За счет включения в него суммы несобранного дохода для уплаты НДС он в реальности составляет около 9% от  суммы всего тарифа, в то время как установленный норматив составляет сумму лишь до 8%. При этом активисты движения «Домовые комитеты Ижевска» добиваются заключения договоров с управляющими компаниями и на 5 % по этой строке. Поэтому при голосовании в целом по этому заключению я воздержался.
Многие жители, получая сейчас новые платежки, где в левой части, касающейся содержания и обслуживания жилья, стоит  теперь лишь тариф на квадратный метр и общая сумма  оплаты, спрашивают, насколько законен отказ от расшифровки внутренней структуры тарифа? Ничего противозаконного тут нет, поскольку статья 154 Жилищного кодекса РФ «Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги» не предусматривает обязательной разбивки платы за содержание и обслуживание по видам работ  и услуг (в отличие от коммунальных услуг ресурсоснабжающих организаций). Однако собственники квартир вправе сами предусмотреть в договорах с управляющими организациями более подробную внутреннюю структуру оплаты, «приземленную» на специфику конкретно своего дома.  Приведенная в заключении Рабочей комиссии структура может тут служить своего рода ориентиром. Тем более что на сегодня  в Ижевске практически все управляющие организации в качестве общего размера тарифа за жилищные услуги в своих договорах берут тарифы, утверждаемые городскими властями для нанимателей и домов, не избравших пока способ управления.