Разминка
«Будет не сладко!» - буквально влетев в зал, пообещал Александр Кобзев. Собравшиеся представители отрасли насторожились. Заняв место во главе стола, г-н Кобзев зачитал сообщение одной из новостных лент: «Вынесен судебный приговор в отношении врача-анестезиолога одной из районных больниц Удмуртии за незаконное взимание платы за анестезию с пациенток. Как сообщили ИА REGNUM в пресс-службе МВД по Удмуртии, уголовное дело было возбуждено в июне 2008 года после обращения в милицию одной из пациенток. Врач-анестезиолог центральной больницы района, используя свое должностное положение, незаконно получил 1000 рублей от пациентки за оказание услуги по применению наркоза при проведении искусственного прерывания беременности. Ранее, до марта 2008 года, данная услуга была платная (350 рублей), и пациенты оплачивали ее в кассе больницы, подтверждением оплаты служил чек. Однако после проведения проверки районной больницы ряд платных услуг, в том числе и наркоз при прерывании беременности, были отменены. В ходе расследования уголовного дела следователем были выявлены еще восемь аналогичных фактов, совершенных в отношении женщин. «Тарифная ставка» по применению наркоза составляла 1000 рублей. Также были установлены и женщины, которым провели операции по искусственному прерыванию беременности без применения обезболивания ввиду отсутствия денежных средств, которые должны были «поступить» в карман белого халата. Цепочка в больнице была отработана: в гинекологическое отделение поступает пациентка, врач-гинеколог направляет ее к анестезиологу, чтобы договориться о применении наркоза при проведении аборта, хотя все достоверно знают, что данная услуга в больнице бесплатная.
В МВД отмечают, что в ходе оперативно-разыскных мероприятий была установлена причастность к совершению аналогичных мошеннических действий второго врача-анестезиолога, который «получал» сумму за наркоз в два раза меньше. От его мошеннических действий пострадали еще десять женщин. Выяснилось, что с целью получения излишков учетных препаратов для их незаконной реализации врачи уменьшали дозы при проведении иных операций в больнице. При этом отмечается, что расследование осложнялось беспримерной корпоративной солидарностью медицинских работников. Подозреваемые полностью отрицали свою причастность к преступным действиям, коллеги анестезиологов характеризовали их как порядочных работников.
Врачам-анестезиологам было предъявлено обвинение по фактам врачебной преступной деятельности, квалифицированным по ч.3 ст.159 УК РФ (мошенничество). В январе 2009 года суд рассмотрел одно уголовное дело в отношении врача-анестезиолога, признал его виновным и приговорил к 4 годам лишения свободы с испытательным сроком на 2 года 6 месяцев. Лица, осужденные за тяжкие преступления, не допускаются к работе, связанной с применением, использованием, хранением наркотических средств».
Выдержав многозначительную паузу после прочтения текста, генерал обратился к медикам: «Вот как вы работаете!? Вот результат платной медицины  - безграмотной организации!» - метнул молнию Александр Кобзев.
Пока не было звонков,  решили обсудить один из ранее поступивших вопросов. Позвонившую женщину интересовало, можно ли сделать анализ крови на гормоны бесплатно в районной больнице. «Только платно, этот анализ не входит в перечень гарантированных услуг по показаниям», - ответила заместитель министра здравоохранения Людмила Гузнищева.

Вопрос-ответ
Среди почти двух десятков вопросов, поступивших на «горячую линию», большинство оказались личного характера, их чиновники «взяли на карандаш», пообещав разобраться отдельно. Но были и общие вопросы.

- Существует ли какой-то документ, с которым можно ознакомиться, в котором расписано, какие услуги платные, а какие нет? Я обращался в свою поликлинику, но меня терапевт направлял в различные больницы на платные анализы и процедуры.
На этот вопрос ответила Елена Алыпова, начальник лечебного отделения Управления здравоохранения г. Ижевска:
- Наглядная информация должна быть размещена на видном месте в поликлинике. Обязательно должна быть информация об объемах бесплатной медицинской помощи.
- Меня оттуда направили в кардиоцентр, к ангиохирургу, а он принимает только платно, – продолжал возмущаться звонивший.
В это время участвовавшие в «горячей линии» закивали головами и едва слышно зашептали что-то про «комиссионные». Слово взял ГФИ Александр Кобзев:
- Сделайте так, найдите в сети Интернет сайт Минздрава, у вас компьютер есть, я так понимаю? Ищите приказ Министерства здравоохранения № 485 от 13 ноября 2006 года «Правила предоставления платных медицинских услуг».
Елена Алыпова:
- Если у вас возникают какие-то сомнения, обращайтесь непосредственно к заведующей поликлиникой или к заместителю заведующей. Бывают факты, когда врачи себя немножко неправильно ведут. Если бы администрация учреждения вмешалась своевременно, то этой ситуации бы не было. У нас система отлажена. В рамках выделенных квот консультации у нас оказываются бесплатно.
- Существует ли бесплатная диагностика для детей в кардиологии? Мы записаны на платную консультацию, дальше нас отправляют на платные исследования и т.п. и т.д. Это все очень дорого.
Ответил Павел Митрошин, заместитель главного врача по внебюджетной работе ГУЗ «Республиканский клинико-диагностический центр МЗ УР»:
- У нас лечение для детей бесплатное, сопутствующие услуги - платные, дорогостоящие услуги тоже платные.
- То есть там бесплатно можно было на консультацию записаться?
- Конечно. Вам надо было просто обратиться в регистратуру и записаться на прием. Без какой-либо оплаты. Все исследования бесплатны, но получение некоторых будет в порядке очереди, по объективным причинам.
- Мне сказали, что у них вообще нет бесплатного, и сразу отправили нас на платное.
Тут слово взяла Людмила Гузнищева, заместитель министра здравоохранения:
- Запишите мой телефон, я ваши данные все записала, я сама договорюсь с кардиологами, и вас примут.
- Спасибо большое, вы добрая фея!

Чаще всего словосочетание «платные медицинские услуги» встречалось в вопросах по обслуживанию в кардиоцентре. Еще жители республики самостоятельно ставят себе диагнозы и прописывают исследования и лекарства, а все потому, что не могут попасть на консультацию к нужному специалисту, а, попав и узнав, сколько стоит дальнейшая диагностика, бросают заниматься своим здоровьем. Простому обывателю легче поверить «малаховым» и прочим «лекарям голубого экрана», лечиться домашними цветами, а после обвинять во всем врачей.
Ну и некоторые врачи, выяснив неплатежеспособность пациента, направляют его искать несуществующих специалистов, лишь бы тот не занимал их драгоценное время. За это время можно направить более состоятельного клиента на необходимые исследования и прописать средства подороже и  получить за это свои «комиссионные».

Медики жаловались

«Коллеги, оказание платных услуг обу-словил республиканский бюджет. Все видят, как главные врачи выходят из положения. Вот поэтому вместо 1 млрд рублей начисляют вам 700 млн и того меньше. Конечно, я понимаю, и за электроэнергию нужно заплатить, и за коммуналку. Поэтому и серое вещество (у главных врачей.  - А.К.) будет работать по-другому», - отметил Александр Кобзев. Ему ответила заместитель министра здравоохранения Татьяна Рамаданова: «В этом году с бюджетом еще хуже. Мы не можем не получать деньги из бюджета и не оказывать платные услуги». «У нас уже который аукцион (по приобретению лекарственных средств, медицинской аппаратуры и пр. - А.К.) «летит»! Нам сократили финансирование приобретения рентгенаппарата российского производства на 15%, но мы не можем купить три четверти аппарата», - возмущались медики. «А по телевизору высокопоставленные чиновники говорят, что сокращений финансирования в сфере здравоохранения не будет!» - ответил Александр Кобзев, тоже высокопоставленный чиновник. «То по телевизору», - вздохнула заместитель министра. Ее поддержали коллеги - из-за сокращения услуг в больницах вынуждены оплачивать коммунальные услуги из внебюджетных средств.
«5 февраля отключили от электроэнергии женскую консультацию на улице Родниковой. Ровно на сутки. Отключил РЭКс (Ижевский филиал ООО «Региональный энергосбытовой комплекс». – «Д»), управляющий - господин Алексей Гуляев. Нам ничего не оставалось, как заплатить 55 тыс. рублей из внебюджетных средств. И только после того, как я продиктовал номер платежного поручения, свет включили», - рассказал Андрей Лапин, главный врач МУЗ «Родильный дом № 3». По его словам, представители РЭКса уведомили и прокуратуру, и МЧС, то есть сделали все официально. «Эта консультация обслуживает 1,5 тыс. беременных, конечно, у нас были запасы стерильного материала. Мы оказывали экстренную помощь», - сообщил г-н Лапин. Главный федеральный инспектор по УР Александр Кобзев, знакомый с ситуаций в платной медицине не понаслышке (супруга ГФИ открыла в прошлом году частный медицинский центр), пообещал разобраться в ситуации.