В Горном Алтае 9 января разбился вертолет Ми-171 с восьмью пассажирами и тремя членами экипажа на борту. Вертолет принадлежал компании «Газпромавиа» и следовал по маршруту Бийск - Чемал – Кош - Агач. После посадки в Чемале и дальнейшего продолжения полета по запланированному маршруту никаких сигналов с борта Ми-171 не поступало. Вертолет пропал, нашли его только спустя двое суток. Среди пассажиров вертолета были высокопоставленные чиновники из Москвы и Горно-Алтайска. По одной из версий, чиновники занимались браконьерской охотой, что и стало причиной крушения вертолета и гибели семи человек.Поначалу весть о трагедии в Горном Алтае, быстро заполнившая ленты новостей, вызвала сочувствие, ведь как ни крути, а жалко, хоть и чиновники, но тоже люди. Да и по логике, что могут делать восемь высокопоставленных руководителей на одном борту вертолета, кроме как летать по служебным делам. Поэтому телеканалам стоило только показать, что было крушение и кто находился на борту, а остальное приходило в голову простому россиянину само по себе. Ведь погиб не кто-нибудь, а в том числе и представитель Президента РФ в Государственной Думе.

Созданной для расследования обстоятельств крушения вертолета Ми-171 комиссией выдвигались различные версии случившегося, например, некачественное топливо, из-за которого остановился двигатель вертолета, или версия неполадок в самом двигателе, но ни одна из них не нашла своего подтверждения. Общественное мнение повернулось совсем в другую сторону, когда сайт ИД «Алтапресс» выложил фотографию неизвестного автора, на которой были запечатлены обломки разбившегося вертолета и лежавшее на первом плане убитое животное - предположительно баран-архар, занесенный в Красную книгу. Появилась еще одна версия катастрофы: чиновники занимались охотой на животных, занесенных в Красную книгу, расстреливая архаров прямо из вертолета, для чего воздушное судно приходилось снижать до критически низкой высоты, что, как теперь предполагают, собственно, и вызвало крушение.

По данным, опубликованным в СМИ, один из погибших, Александр Косопкин, представитель Президента РФ в Государственной Думе, был заядлым охотником. «И постоянно пытался добыть все новые и новые трофеи, конкурируя с другими известными в этой сфере людьми», - пишет «МК» в материале, посвященном крушению вертолета. Реакция не заставила себя долго ждать, блогосфера взорвалась гневными выпадами в адрес власть имущих, которые совсем «оборзели», отстреливая животных, занесенных в Красную книгу. «Мы общались с ним неформально, в том числе и на охоте. Он был заядлый и очень основательный охотник. Всегда тщательно готовился. Очень бережно и осторожно относился к оружию», - тепло рассказывал о покойном Александре Косопкине первый вице-спикер Госдумы Олег Морозов. «Всемирный Фонд Дикой природы направил письмо Генеральному прокурору с просьбой проверить законность охоты на горных баранов с вертолета, разбившегося на Алтае», - об этом сообщил руководитель представительства Фонда Дикой природы Игорь Честин в эфире радио «Эхо Москвы».

После того как общественность взорвалась негодованием, государственная комиссия, расследовавшая трагедию, объявила 16 января о прекращении комментариев по поводу катастрофы до полного окончания расследования. В настоящий момент члены госкомиссии продолжают хранить молчание. Но скандал разгорелся, и потушить его вряд ли удастся, этот трагический случай наглядно продемонстрировал систему «равенства перед законом», существующую в России. «Вчера они наплевали на Конституцию, а сегодня они наплевали на Красную книгу, что дальше?» - наткнулся я на любопытную мысль в блогосфере. Замять скандал, наверное, уже сложно, но правильные выводы могут и не последовать, и если этот звонок не дойдет до власти и ее представители не начнут жить по Закону, то, скорее всего, такая власть, совершенно точно, обречена. В кризис люди ждут от власти не только социальных гарантий, но и солидарности с большей частью населения. Элитная охота на вертолетах с этими ожиданиями как-то плохо увязывается.

Показательно, конечно, что в катастрофе погиб представитель президента в Госдуме - человек, через которого должны были проходить все законы. Но если эти законы не работали, то теперь только Бог им судья…

Мнение

«Стрелять баранов могли как с воздуха, так и с земли, высадившись с вертолета. Сейчас уже не определишь, если сами выжившие не признаются. Однозначно, что бараны лежат примерно там, где их убили, особенно тот, что вдалеке, вниз по склону. Он точно не мог выпасть с вертолета во время падения, так как не мог катиться по пологому склону 50 метров. К тому же кто тогда заботился о трофее, разделывая тушу барана (который на снимке крупным планом слева)? Ведь после аварии этого быть не могло, а во время полета в салоне вертолета тоже никто бы барана не разделывал. На месте разделки туши на снегу много следов крови (желтые комки снега). Именно так выглядит пропитанный кровью смерзшийся снег не первой свежести (на морозе в снегу кровь желтеет). Значит, разделывали здесь же, на снегу, и переносили переднюю часть туши в направлении левого нижнего угла (за границы кадра).

Браконьеры с воздуха заметили стадо баранов, пасущихся на солнцепеке на дне ущелья. Снизились, отстрелялись, убив не менее 3-х баранов, потом сели и высадили группу не менее 2-х человек. Скорее, трех - так сподручнее баранов подтаскивать и загружать. На мой взгляд, планировали только отделять переднюю часть туши с головой (для трофея), а остальное оставлять на месте. В то время когда отделили голову от первой туши и подтащили второго барана для разделки, вертолет по какой-то причине накренился и покатился по склону, сделав 2-3 медленных кульбита. Может быть, задние колеса провалились в снег, и вертолет накренило. Видимо, основная часть пассажиров и экипажа находилась внутри вертолета. Есть такая неписаная традиция у охотников - выпить рюмку «на крови», то есть при первой удаче. Чтобы в дальнейшем тоже везло. А в салоне теплее, чем на улице. Вот там их и переломало. Кто-то выпал в открытую дверь и попал под переворачивающийся вертолет и лопасти его винта».

Валерий Бриних, эколог, член совета Экологической вахты на Северном Кавказе

По сообщениям СМИ

«Пассажиры, выжившие в результате крушения вертолета Ми-8 в Республике Алтай, могут понести уголовную ответственность за охоту на животных, занесенных в Красную книгу. Об этом заявил директор Всемирного фонда дикой природы в России Игорь Честин. По его словам, на фотографиях с места катастрофы видно, что животное, застреленное охотниками, – это архар, горный баран, занесенный в Красную книгу как уязвимый вид. «Совершенно очевидно, что в данном случае необходимы следственные мероприятия», - сказал Честин. Ранее один из выживших в авиакатастрофе в частном разговоре выдвинул версию, согласно которой Ми-8 разбился после того, как снизился до минимально возможной высоты, чтобы охотникам было удобней стрелять по животным прямо с борта вертолета».

Грани.ru

«Помимо топливной, у следствия появились основания изучить еще одну версию случившегося. Ее якобы высказал в приватной беседе с друзьями один из выживших участников событий. Согласно ей, трагедия произошла из-за того, что пассажиры вертолета решили поохотиться прямо с борта машины. По просьбе кого-то из пассажиров командир Ми-171 снизился до минимально возможной высоты, чтобы охотники то ли подобрали со склона подстреленного горного козла, то ли чтобы им было удобнее целиться в животных. В какой-то момент вертолет слегка развернуло, и он зацепил хвостовым винтом склон горы. Двигатель остановился, и машина, упав на склон, скатилась в ущелье. При этом часть пассажиров вылетела в открытый люк. Официально подтвердить или опровергнуть эту версию участники расследования вчера отказались, заявив, что первоначальные выводы можно будет сделать по результатам расшифровки показаний бортовых самописцев. В «Газпромавиа» буквально заявили: «Всякое может быть».

Коммерсантъ