Свежий «юбилейный» выпуск газеты «День» пришелся на 901-й номер. «И почти каждый из них тоже мог стать последним, - вспоминает главный редактор и издатель «Дня» Сергей ЩУКИН, - но судьба распорядилась иначе». Сегодня основатель газеты рассказывает о том, в чем заключалась и заключается сила «Дня».
- Наверное, оттого что «Дню» из-за самостоятельной редакционной политики все время предрекали скорое закрытие, эта тема перешла в разряд вечных. Соответствующий статус обрела и газета. Наш главный «доброжелатель» в лице президента Удмуртии Александра Волкова провел все возможные действия, в результате которых любая другая газета должна была объявить о прекращении своей деятельности, но «День» остался. Для многих это загадка, а непонимание рождает в умах обитателей резиденции президента Удмуртии различные мифы. Уверен, что все выдуманные там истории про анонимных спонсоров не имеют никакого отношения к действительности.
- Но газеты же не из воздуха делают?
- Ну, мы же не покупаем «Лексусы» и не ездим по нескольку раз в год за границу (я, например, вообще за десять лет ни разу не был в отпуске). Наш локальный «мировой» кризис начался не нынешней осенью, и не в Америке, а четыре с половиной года назад здесь, в Удмуртии, когда весной 2004 года вновь избранный президентом республики Александр Волков дал негласную установку на разрыв договорных отношений с «Днем»: на рекламу, распространение, печать газеты. Прокуратура, как обычно, не нашла в этих действиях поводов для реагирования. Обращения в Москву и Нижний Новгород вернулись в Ижевск. Да, после такого форс-мажора у нас теперь все по минимуму – и объем газеты, и тираж, и гонорары, но зато выпуск газеты не приостанавливался. И после всего пережитого совсем не пугает надвигающийся кризис. Даже сама идея создания новой газеты - «День» обязана своим появлением предыдущему кризису 1998 года.
- И все-таки кризис - это новые проблемы.
- Не только. Это еще и возможность пересмотреть сложившийся статус-кво и в экономике, и в политике. У глобальных кризисов всегда два измерения, можно выбираться из трудностей за счет капитала, а можно за счет ущемления социальных и трудовых прав граждан. Если возобладает второй путь (что пока, собственно говоря, и происходит), то, как говорится, «все жертвы были напрасны» и страна, и ее руководители не извлекут из кризиса необходимых уроков. Что, например, я как редактор и издатель частной газеты имел в период «стабильности»? Ответ: административный беспредел со стороны коррумпированных бюрократов и всевозможных «оборотней в погонах». Зачем мне и сотрудникам газеты такая «стабильность»? И у подавляющего большинства граждан, проходящих через редакцию (а за год, несмотря на наш компактный коллектив, накапливается не меньше тысячи контактов), в период «стабильности» что-нибудь да отняли. Кто-то потерял социальные выплаты, кто-то земельный участок или право на двор при уплотнительной застройке, кто-то работу или деньги, вложенные в квартиру, кого-то разорили, кого-то ни за что посадили, потому что надо было улучшить статистику. Главными потребителями «стабильности» почти целое десятилетие были бюрократия и слипшаяся с ней часть бизнеса. Если говорить об Удмуртии, то за несколько последних лет группа людей за бесценок успела «распилить» подавляющую часть активов, принадлежавших республике и муниципалитетам, и монополизировать местные рынки. Конечно, им не хотелось, чтобы этот процесс фиксировался в средствах массовой информации. Наверное, в этом и заключается главная системная причина того, почему в Удмуртии за десять лет закрылись пятнадцать редакций республиканских СМИ. «День» просто оказался «крепким орешком».
- Благодаря чему?
- Не хотелось сдаваться. Большинство СМИ закрылись, потому что не могли дальше существовать как бизнес. Нам тоже создали несовместимые с возможностями ведения медийного бизнеса условия. Поэтому в борьбе за каждый новый «День» пришлось перестать быть просто СМИ. Сегодня газета «День» в республике еще и важная часть различных общественных движений граждан, чуть ли не политическая партия. Это, конечно, не снимает остроту наших проблем, но зато дает новый смысл. В логотипе газеты с первого номера значился слоган: «Общественное благо – высший закон». Ну вот получается, что по этому принципу жили и живем.
- И какие перспективы?
- Продолжать гнуть свою линию. В России, как известно, чтобы добиться воплощения планов или увидеть торжество близких тебе идей, надо жить долго.
- Сформулируй как редактор и издатель газеты суть прожитого «Днем» десятилетия.
- Если кратко и емко, то, пожалуй, так: десять лет без права переписки…
В этот же день
Сегодня, 18 декабря, на внеочередном общем собрании акционеров ОАО «Удмуртнефтепродукт» досрочно прекращены полномочия генерального директора Андрея Шутова - партнера предпринимателя Андрея Осколкова («КОМОС ГРУПП»). Таким образом, одна из самых близких к президенту Удмуртии финансово-промышленных групп окончательно покинула ОАО «Удмуртнефтепродукт», уступив свои доли акций в уставном капитале общества «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукту».
В Октябрьском районном суде г. Ижевска начинается процесс по делу издателя газет «Совершенно Конкретно» и «Копеечка», члена депутатской фракции «Единая Россия» в Госсовете Удмуртии Дмитрия Желнина. Депутат обвиняется в совершении преступлений, предусмотренных п. «б» ч. 3 ст. 163 и ч.1 ст. 179(вымогательство и принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения) УК РФ.
Газета № 50 (0901) / 18 декабря 2008 г.
ДЕСЯТЬ ЛЕТ БЕЗ ПРАВА ПЕРЕПИСКИ…
Свой вклад в череду юбилеев в столице Удмуртии - Ижевске вносит в завершение 2008 года редакция газеты «День». Сегодня, 18 декабря, газета, имеющая репутацию самого независимого издания в республике, отмечает своё 10-летие. Чтобы понять, что значит срок в десять лет для региональных СМИ, достаточно сказать, что за этот период в столице Удмуртии закрылись двенадцать газет и прекратили выход в эфир три телекомпании.