фото Не ждали
«Чтобы попасть к специалисту в нашей кардиологии, приходится выстаивать огромные очереди. Конечно же, есть и платный вариант, но даже в этом случае придется отстоять очередь, хотя уже и меньшую», - рассказывает мой знакомый, назовем его Олег. Недавно ему пришлось пройти все стадии оперативного врачебного вмешательства, для того чтобы побороть сердечный недуг. «Наконец попав к специалисту, определяется, насколько оперативной должна быть степень врачебного вмешательства. В моем случае срочно требовалось проведение операции», - вспоминает Олег. Когда становится ясно, что человеку необходимо хирургическое вмешательство, перед ним встает огромный перечень клиник, куда можно поехать на операцию, тут и Америка, и Израиль. Есть варианты и подешевле, например, в Москве, в Перми или у нас дома, в Ижевске. Здесь можно рассчитывать даже на то, чтобы попасть в квоту Минздрава УР. Квоты небольшие, но попасть в них все же возможно. Вот и Олег решил отдаться в руки Института сердца (г. Пермь), который возглавляет известный врач Суханов. «Если операция прошла успешно, то, как только больной встал на ноги, его сразу переводят из палаты интенсивной терапии в обычную. И тут же выдают направление ехать домой, у них там настоящий конвейер, - делится впечатлениями Олег. - Вернувшись в Ижевск и приехав в РКДЦ, для того чтобы продолжить лечение, я был крайне удивлен тем, что мне заявили, извините, мы вас не ждали, мест пока нет, можете лечь в коридоре. В Институте сердца мне сказали, что по возвращении домой я должен лечь в больницу в тот же день, а тут такое. Ведь только представьте, сколько нервов тратит человек, столкнувшийся с такой неприятной ситуацией! Это же сердечник, пару дней назад прошедший через операцию, ужас просто!» И действительно, как так не ждали, не были в курсе того, что пациент рано или поздно вернется на лечение после проведенной операции?
Почему?
Главный врач РКДЦ Владимир Музлов для моих расспросов оказался фигурой совершенно недоступной. «Он очень сильно занят», - ответили мне в приемной кардиоцентра. Но мне все-таки удалось пообщаться с заместителем главного врача по медицинской части Дмитрием Викторовичем Тимониным. «Я внимательно вас слушаю», - очень спокойным голосом сказал Дмитрий Викторович. «Скажите, пожалуйста, в чем же дело? – начал я пересказывать случай с моим знакомым. - Почему у вас люди после операции на сердце лежат не в палатах, а в коридоре, почему вы не готовы к их приезду?» «Да, действительно, бывает такое, - с грустью констатировал мой собеседник, но тут же начал оправдываться: - Не койка определяет лечение, а профессионализм врача и лекарства, которыми его лечат. Понимаете, ведь пациенты возвращаются из других клиник, и мы не знаем, когда он приедет, чтобы освободить для него палату». «А почему вы не знаете, когда приедет пациент, неужели так сложно наладить систему обратной связи с клиниками России, из которых возвращаются наши пациенты, например, с тем же Институтом сердца в Перми?» - задал я резонный вопрос. «Это вам надо в Пермь позвонить и спросить, почему они нас не уведомляют, мы их постоянно об этом просим», - с раздражением ответил Дмитрий Тимонин. «То есть вы пытаетесь наладить систему обратной связи, но вам вставляют палки в колеса?» - переспросил я. «Да», - утвердительно ответил Дмитрий Викторович. «Мы, естественно, не уведомляем о выписке пациентов, потому что это довольно-таки сложно сделать, пациентов у нас великое множество, и звонить по каждому из них, дозваниваться до местных клиник, что, мол, принимайте, практически невозможно, - разъясняет свою позицию заместитель главного врача по лечебной части Пермского Института сердца Сергей Александрович Наумов. – Да, действительно, они обращались к нам с предложением уведомлять их, но ни у кого больше таких претензий не возникает, все могут принимать, а они нет. Мы просим создать простой механизм, посадите человека на отдельный телефон, чтобы не мучиться и не дозваниваться, и мы будем за день до выписки пациента отзванивать, принимайте, мы ведь только «за», но ведь, по всей видимости, не хотят». «День?! Одного дня этого мало, мы же работаем с живыми людьми, не с бревнами, и мы не можем прийти к человеку и сказать, извините, мы завтра вас выписываем, потому что завтра у нас человек из Перми приезжает, - возражает Дмитрий Тимонин. - Хотя бы двое суток, не раньше, если они нас смогут уведомлять за двое суток, тогда мы сможем подготовить место для пациента». И я добросовестно передал деловое предложение одного заместителя главного врача другому. «Больше чем за сутки мы не можем предупредить, это для нас невозможно, – выражает свое несогласие Сергей Наумов. - У нас в Перми с областными больницами точно такая же ситуация. Мы так же без уведомления всех выписываем, и в город, и в область. Претензий пока по этому поводу ни у кого не было. У нас очень интенсивный путь терапии больного, и мы, как правило, не знаем, когда его выпишем, часто узнаем об этом только в день выписки. Поэтому больше чем за сутки предупредить невозможно. Нас ваши вообще просили предупреждать за неделю, но мы отвечаем, что больного даже еще не прооперировали, как мы можем знать, когда его отправим?» «Два дня! Меньше никак!» - уперся на своем сроке заместитель главврача РКДЦ Дмитрий Тимонин. «То есть вы не видите выхода из данной ситуации?» - спросил я Дмитрия Викторовича. «Я вижу выход только в том, чтобы уведомлять нашу клинику заранее, то есть за два дня», - сказал он, как отрезал.
Другая плоскость
«Вы сейчас со мной как журналист общаетесь?» - поинтересовалась у меня начальник Управления лечебно-профилактической помощи населению Минздрава УР Лариса Леонидовна Тарасова. «Да», - подтвердил я. «Ну, у нас же есть общий порядок, без согласования с руководством я вам ничего говорить не могу», - весело ответила мне Лариса Леонидовна. «Ну, ладно, тогда я, как гражданин, донесу до вас проблему», - вышел я из тупикового положения. Объяснив про отсутствие обратной связи российских клиник с удмуртским РКДЦ, из-за чего людей, вернувшихся после операций, никто не ждет, и пациентов размещают прямо в коридоре, я услышал вполне разумный ответ. «Я вам скажу, Андрей, что никакого уведомления не требуется, наша система работает таким образом, что человеку, приезжающему из другой клиники, будет оказан должный уход, уведомление о приезде пациента - это просто глупость какая-то», - высказалась Лариса Тарасова. «Ну как же, врачи РКДЦ объясняют наличие в коридорах сердечников после операции именно отсутствием такой системы», - парировал я. «Кто так объясняет?!» - спросила г-жа Тарасова. И услышав мой пересказ словесной дискуссии, которую через меня провели врачи Тимонин и Наумов, с грустью и некоторой долей раздражения повторила уже высказанную мне позицию. «Проблема-то тут совсем в другой плоскости, это просто называется неорганизованность, уведомления вообще никакого не нужно в принципе, человеку, возвращающемуся из другой клиники, должен быть оказан надлежащий уход и без уведомления о его приезде», - ответила Лариса Леонидовна. И действительно, проблема-то в другой плоскости, в том, например, почему в РКДЦ нет свободных мест?
РКДЦ не такой, как все
Институт сердца считается одним из лучших в России научных центров, специализирующихся на диагностике и лечении сердечно-сосудистых заболеваний. И тут меня осенило, как же так, такой научный центр, а простейшую систему не выработали? А просто-напросто, как правильно сказала Лариса Тарасова, в ней нет необходимости. Напомню, что об этом говорил и Сергей Наумов из Института сердца, что, мол, с другими клиниками таких проблем не возникало. И только наши ижевские врачи-кардиологи просят, чтобы их уведомляли о прибытии пациентов. Это нормально? Надо полагать, нет. Это верх неорганизованности, что некуда положить пациента, вернувшегося из другой клиники. Несмотря на отсутствие такой практики, пермские коллеги готовы пойти навстречу и создать систему обратной связи, но мешает то, что в РКДЦ не в состоянии подготовиться за сутки до прибытия пациента. «Почему же у вас мест-то нет?» - задал я свой последний и, по всей видимости, самый главный вопрос Дмитрию Тимонину. «Потому что очень много народу болеет», - видимо, не зная, что еще сказать, ответил Дмитрий Викторович. «Причина в системе, причина в том, что бывший кардиоцентр (названный РКДЦ) возглавляет фармацевт, а до этого был гинеколог, это вопрос из разряда, может ли кухарка управлять государством, конечно же, нет», - возмущается Олег, возможно, он и прав. Но, несмотря на так и не достигнутое понимание между клиниками, я все же дописывал эту статью с оптимизмом, надеясь на перемены к лучшему, так как последними словами Ларисы Тарасовой из Минздрава Удмуртии в нашем с ней разговоре были: «Большое спасибо, Андрей, за то, что вы увидели слабое место у нас, я еще раз повторюсь, проблема в неорганизованности, после вашего звонка будем разбираться». Будем надеяться, что разберутся…