фото Оба художника работают в абсолютно разных манерах, каждый рассказывает свою историю. Работы Касимова – это изображения животных, самых разных, от зайца до бегемота. Вместо холста – гобеленовые покрывала, что создает ощущение уютного хэнд-мэйда. Названия картин тоже незамысловатые: «Волки», «Жираф», «Шиншилла». Слой краски не закрывает фактуру ткани, создавая причудливое, почти объемное, изображение. «Этого оленя, например, я нарисовал на любимом детском одеяле», - делился с публикой сокровенным Энвиль Касимов. В отличие от его натуралистичных картин работы известного авангардиста Сергея Орлова выглядят психоделическими снами. Это в большинстве своем одноцветные полотна, подразумевающие, вероятно, глубокое внутреннее содержание. Один из посетителей выставки учил свою спутницу, как смотреть на одну из картин Орлова: «Если ты встанешь вот здесь, то вон то цветное пятно отделится от картины…» И названия уже с подтекстом и пафосом: «Улыбка Будды», «Посох Тамерлана». Стоит ли говорить, что ни Будда, ни Тамерлан там не изображены. И все же внимание было больше приковано именно к этим картинам, а не к большеглазым животным Касимова. Если работы последнего – это чувства, выраженные в образах животных (волки – злость, заяц – страх, кошка – любопытство и т.д.), то картины Орлова – предчувствия, нечто менее понятное, смутное, но гораздо более интересное. «Удмуртские художники обладают космическим сознанием», - похвалил в их числе и себя Энвиль Касимов. «Ижевск вообще аномальный город, - продолжал Энвиль Владимирович.- Здесь можно делать все, что хочешь. Здесь очень ненормальные художники и очень ненормальные зрители». «Ненормальные» зрители на него, как ни странно, не обиделись. Мало ли что придет в голову «ненормальному» художнику? Из «высоких» гостей авторов пришли поздравить Елена Николаевна Швед и Сергей Владимирович Протазанов. Первая возглавляла во времена молодости Касимова и Орлова «отдел по борьбе с культурой», как тогда его называли. Но уже тогда, заверяли художники, она, как могла, защищала молодых бунтарей. Швед вспоминала, как «по-доброму хулиганили» прежде эти двое. Однажды они принесли в подземный переход на улице Удмуртской барабанные установки и устроили тем самым большой переполох, ведь можно себе представить, какой шум они там подняли. Бывший заместитель главы администрации Ижевска Сергей Протазанов, известный покровитель всего такого «эдакого» в искусстве, пожурив Касимова и Орлова за безобразную погоду и мокрый снег, сказал, что благодаря им Ижевск периодически вздрагивает, и это не может не радовать. Кстати, на открытии были отражены и другие грани творчества наших художников. На входе стоял столик с брошюрками, и я поинтересовалась у девушек, что они такое продают. Оказалось, сборник стихов Энвиля Касимова «Страх». Удивительно, но именно это слово мне пришло на ум, когда девушки озвучили цену за это небольшое издание – 200 рублей. Когда я огорченно покачала головой, мол, дороговато будет, девушки хором воскликнули: «Зато с этой книгой вы можете подойти к самому автору, и он распишется для вас на память!». Ах, вот оно что, книга-то не простая, а гарантирующая доступ к самому! Что ж, находились и такие желающие. Для тех, кому картин было недостаточно, в зале стоял телевизор, и показывали небольшие авангардные фильмы. Даже не фильмы, а клипы в духе: пять минут на экране одна чашка кофе. Несмотря на всю абсурдность происходящего на экране, телевизор собрал вокруг себя ничуть не меньше народа, чем картины. Этот элемент мог показаться лишним, но зато он создавал атмосферу некой арт-хаусной выставки, когда смешиваются жанры и стили. На мой взгляд, открытие, да и сама выставка, оставляют двоякое впечатление. Возможно, это происходит потому, что ее организаторы не определились, что именно они проводят: тусовку местного бомонда с претензией на его оригинальность в художественном вкусе или действительно выставку картин двух творческих людей, в прошлом еще и известных бунтарей. Хотя эклектика была уже в самом содержании выставки, когда решились соединить «мещанских» (в лучшем смысле этого слова) собачек Касимова с типичным «музейным» (в худшем смысле этого слова) авангардом Орлова.