фото Местная культура в прошедшие дни просто била ключом. В рамках арт-форума в Ижевске состоялась масса событий, в том числе и интересных. Выставки современных художников, литературные чтения, фестиваль аномального кино и прочие. Даже небезызвестный Артем Троицкий приезжал потусоваться. Не обошлось и без одиозных ляпов. Диджеи радио «Золотой Пушкин», вещавшего у стен УдГУ 14 ноября, нашли возможным крутить вперемешку с Моцартом и Вивальди композиции хамоватого коллектива под названием «В ж..у нож». «День Удмурта» - это различные художественные акции, направленные на повышение самосознания людей, живущих в Удмуртии, воспитание чувства патриотизма, привлечение внимания широкой российской общественности к нашей республике» (по версии сайта Сус@нин). А концерт группы «Пидарасы» – это к «повышению самосознания» или к «воспитанию чувства патриотизма»? Более солидный и масштабный «Юмшан-фестиваль» начался еще в мае. Его цель – пропаганда удмуртского языка, трансформация удмуртского культурного пространства в направлении формирования положительного имиджа понятия «удмуртское». «Удмуртскость» при этом делают модным явлением, национальная специфика внедряется в поле современной глобальной культуры. Вследствие чего появляются такие проекты, как игра Yumshan-Dozor, «Бурановские бабушки» feat. «Кино»&БГ– исполнение фольклорным коллективом песен Виктора Цоя и Бориса Гребенщикова, удмуртская фетиш-вечеринка «Пелепоны&Shtany», вечеринка в стиле диско «Ее Величество удмуртская дискотека», всеудмуртский корпоратив-турнир по боулингу и т.п. Все это до боли напоминает ситуацию с русской культурой в 90-е годы, когда выделять в ней самобытные элементы становилось все сложнее. И вот все это торжественно закрывалось в воскресенье. В промежутках между выступлениями трех национальных коллективов – «Айкай», «Эктон Корка» и «Silent Woo Goore» – известные люди республики читали удмуртские эпические песни из книги «Век Кылдысина». Один из первых чтецов – Энвиль Касимов – воплощал своим выступлением межэтническую солидарность: татарин, читающий удмуртский эпос на русском языке. Порадовал и Сергей Ищенко, лидер группы «Анри», хоть и по бумажке, но очень складно исполнивший песню на удмуртском. Здесь он выступил как «творческая единица из неудмуртского пространства, искусственно внедряющаяся в удмуртскость» (цитирую сайт «Юмшан PROMO»). Закрыв глаза, можно было представить Гребенщикова, вдруг переключившегося с ирландских и ямайских мотивов на финно-угорские. На фоне лакированного ансамбля «Айкай», торжественно сияющего улыбками артистов, выступления студии «Эктон Корка» воспринимались как более искренние, без лишнего лоска. Особо подчеркнутые партии ударных напоминали порой африканские ритмы. Коллектив «Silent Woo Goore» – продукт серой глобализации. Три парня с гитарами и установкой и симпатичная девушка на вокале ассоциируются с «No Doubt» или с чем-то подобным, американским, в общем. Солистка эмоционально поет на удмуртском и легко пританцовывает. Звучит такой вариант живого рокапопса все-таки гораздо лучше, чем перепевочки из «Руки вверх!» под высокочастотную и низкопробную синтетическую фанеру. Одна пожилая дама из передних рядов предварила очередное выступление «Silent» выкриком: «Подальше надо от микрофона! Слишком громко!», но ее пожелание утонуло в первых же аккордах. Да, не все готовы к восприятию нового в культуре. Огромное впечатление произвело выступление Маргариты Корепановой. Говорят, она специально изучала особую традиционную вокальную технику в удмуртской деревне. Голос, напоминающий завывания старухи из богом забытого селения, звучит как из прошлого. Это «голос древней земли». В общем, жаль, что мероприятие не вызвало особого интереса у публики – зрители заполнили не больше половины зала. А на предмет посмотреть-и-послушать было немало интересного. Я, не будучи удмуртом, тем не менее лишним себя там не чувствовал и получил энную дозу положительных эмоций.