Президент Удмуртии Александр Волков с супругой Ниной Александровной не без удовольствия позируют фотографам на фоне их «семейного» памятника. В лесном городке Арске, входившем до его штурма войсками Ивана Грозного в Казанское ханство, стекались охотничьи тропы со всей округи. На контроле над богатым пушниной Арским лесом, уходившим далеко в разделенное промысловой рекой Иж дремучее междуречье Камы и Вятки, на волжской границе Леса и Степи и выросла торговая Казань, где осевшие на земле потомки кочевников татары почитали именно хозяина степей Волка как «Отца народа». А туземные удмурты-охотники приносили степному хищнику лесную дань в виде дорогой пушнины. У входа в Ижевский зоопарк, напоминающего раскрытую пасть, начиная с прошлой недели стоит бронзовый Волк. В «брюшном отделении» зоопарк центрируется стилизованным под средневековый, окружённый крепостными рвами и высоким хвойным лесом - остатками промыслового Арского леса со множеством зверей и птиц, - бревенчатым удмуртским городком деревенского типа. Ижевск был основан как раз на лесной Арской дороге, там же теперь будет стоять и зоопарк. Затерянный в болотах и чащах Арск упорно сопротивлялся русским войскам, вынужденным сначала захватить этот стольный град арских людей и только потом Казань. Над стилизованным «удмуртским городком» и над всем зоопарком возвышается отныне сторожевая башня с флюгером в виде лося. Именно такой деревянной крепостью на холме показывают легендарную «столицу удмуртов» город Арск (в котором еще в 18 веке капитан Рычков увидел вовсе не татарскую мечеть, а языческое вотское мольбище – кереметь) в иллюстрациях из школьных учебников по истории для национальных школ. Символично, что Всемирный съезд тюркских народов в Казани начинался лившимся из динамиков, подобно призыву муэдзина, древним и далеким воем легендарного Волка – мифологического Отца тюркских народов. У татар Серый Волк эволюционировал в благородного Белого Барса, помещённого в герб Татарстана. Однако основателя современной европеизированной Турции Кемаля Ататюрка (то есть «Отца Тюрков») до сих пор называют Серым Волком. В Турции звание Серого Волка - это позитивный символ. Как и у некоторых других народов Центральной Азии и Кавказа (Волк помещён в герб Чеченской Республики). Однако у других народов, к которым относятся русские и удмурты, Волк символизирует иные качества. Поэтому вряд ли в Арском керемете с его языческими скульптурами-истуканами могло находиться изваяние Волка. Вот что говорится о восприятии Волка у лесных народов Восточной Европы в энциклопедии Российской академии наук «Славянская мифология»: «Волк – одно из наиболее мифологизированных животных. Определяющим в символике Волка является признак «чужой». Он может осмысляться как представитель потусторонних и демонических сил». По народным сказаниям, Волк является олицетворением темной тучи, заслоняющей солнце, и вообще темноты. «Пришёл волк – весь народ умолк», - гласит поговорка. В русских сказках и баснях Волк предстаёт вечно голодным. Однако вид у бронзового Волка, возлежащего на скале перед входом в Ижевский зоопарк у кормушки, стилизованной под средневековый удмуртский городок, вовсе не голодный. Ведь наш, «удмуртский», Волк добрый, он - Отец народа и киплинговский Вождь зверей Акелла. На триумфальной арке, что перед входом в зоопарк, помещены бронзовые барельефы зверей. Лев («не наш» царь зверей) изображён крошечным рядом с огромным, неповоротливым Медведем (символом России и тёзкой её президента), к которому радостно подбегает стая волков в количестве трех штук (Волк – символ удмуртского зоопарка и тёзка туземного президента). Два первых Волка на входном барельефе зоопарка заискивающе смотрят на отчего-то понурого Медведя. Тем временем задний Волк хищной стаи незаметно и воровато для неуклюжего Косолапого воет на стаю из трех Лебедей, низко проносящуюся над Волками к Медведю (Лебедь - символ Удмуртии, включённый в её герб). Другие звери и птицы, как правило, превышающие размерами Волка (Слон, Жираф, Носорог, Кабан, Попугай), изображены на входной арке в зоопарк по одному, реже по два экземпляра. Чтобы заметней и внушительней были государственные животные – Медведь и стая Волков под Лебедями. Комфортабельная медвежья берлога расположена прямо перед таким же раздольным волчьим логовом. Что, вероятно, символизирует дружбу русского и удмуртского народов. Зоопарк вполне готов для государственных забав на самом высоком уровне - с участием державных гостей из Москвы и губернаторов со всей России. Наконец-то мечты президента Волкова сбылись, и у нас будет как у татар, которые не вошли в состав России добровольно. За что их в Москве очень даже теперь уважают.
Загон для звериных скульптур
Бюджет не всякого, даже очень крупного города-миллионника может содержать зоопарк. Неудивительно, что в Ижевске местные власти решили заполнить обширные апартаменты нового и слишком обширного зоопарка (по территории он превышает Петербургский зоопарк у Петропавловской крепости) монументами зверей, которых не надо кормить. Эти уличные монументы, пользуясь служебным положением, можно собрать со всего города, так как в последние годы в Ижевске на частные средства и по общественной инициативе появилось несколько новых скульптур зверей, полюбившихся детворе и гостям города. Министр культуры УР уже заявил журналистам о желательности переноса в зоопарк памятника ижевскому Крокодилу. Следом за Крокодилом можно, видимо, отправить памятник собачке-космонавту Звездочке, Козе в Козьем парке, три египетских Сфинкса в городке Металлургов, а также скульптуру недремлющего Льва с шаром под лапой, сторожащего двор частной хлебопекарни на Воткинском шоссе (вариант широко распространенных в Петербурге львиных изваяний, сделанных на основе слепков, привезенных из Флоренции графом Шуваловым – братом основателя Ижевска и Воткинска). Перед новым корпусом Медицинского института и виварием, где режут животных во имя спасения человека, корпорация медиков тоже планирует на частные средства поставить памятник зверюшкам и нашим спасителям – предназначенным на заклание Собаке, Кошке, Кролику, Мышке и Лягушке в окружении страдающего Человека (скульптор П. Медведев). Таким образом, звериные монументы вполне можно собрать и заточить в новом зоопарке с целью экономии местного бюджета, ведь их можно тогда показывать за деньги. Первым звериным памятником в Ижевске стал в 1934 году памятник Свинье на центральной аллее Парка имени Кирова, вырубленного Волковым под зоопарк. Свинья стояла на постаменте на противоположной от скульптуры Волка стороне зоопарка. В 1943 году у входа во взорванный в преддверии юбилея Победы над фашистами президентом Волковым «военный» ампирный цирк планировали сделать изваяния медведя, правящего тройкой лошадей, и льва с шаром, но трудности войны помешали выполнить уже сделанные макеты звериных изваяний. В 1950-е годы скульптура двух белых медведей (увеличенная копия чугунных медведей каслинского литья) украсила двор на углу улиц Советской и Коммунаров (у дома, где живет Михаил Калашников). В 1970-е годы в Ижевске появилась скульптура Волчицы с волчатами. Однако она не понравилась первому секретарю обкома партии Марисову, поэтому Волчица была заменена скульптурой Лося, пользующегося до сих пор огромной популярностью у молодожёнов, возлагающих цветы перед рогатым исполином. Волчица же с волчатами была перенесена директором Мотозавода Стыценко из Ижевска на заводскую базу отдыха «Камские дали» под Воткинском, где и исчезла позже - в эпоху перестройки. Механические памятники динозаврам и насекомым, созданные Максимом Сурниным, удостоились показа по центральному телевидению. Но в пространстве города они пока не нашли себе места. Газета «Удмуртская правда», собирая деньги на слона для юбилейного зоопарка, предложила в преддверии 450-летия присоединения Удмуртии к России поставить в столице республики памятник Слону. Слон был весьма популярен в Удмуртии в послевоенное время. Так, в лагере Первомайском №155 для военнопленных под Ижевском, по сообщению инспектора по учету военнопленных Н.Н. Кирпиковой, в 1945 году немцами был устроен фонтан в виде слона. Из хобота его лилась вода, а вокруг Слона немцы смастерили березовые беседки. Скульптура Слона была и в детсаде можгинского завода «Удмурт». Слон из бетона, как это запечатлено на фотографии 1954 года из моей коллекции, стоял у решетчатой белой беседки на высоком постаменте с поднятым вверх хоботом, из которого тоже, возможно, лилась вода, так как рядом в бассейне плескались дети (это видно на снимке). Однако установить памятник Слону к 450-летнему юбилею вхождения маленькой Удмуртии в огромную, как Слон, Россию в Ижевске не удалось. Пристальный интерес к зверям в столичном «Крокодильске» свидетельствует о наполнении городского пространства мифами. Например, пространство соседней Казани наполнено бесчисленными изваяниями, флюгерами и прочими изображениями Змея (символа города) и Барса (символа республики). В городских скульптурах зверей и бредовых существ выражается память человечества об эволюции к высокому и духовному. А это актуально и для Ижевска, начинавшегося с мифического Крокодила. А теперь и для Удмуртии, взмывающей от Волка к Лебедю.