Две головы города – Виктор Балакин и Александр Ушаков - об административной реформе могут говорить бесконечно долго. Перед очередным собранием комиссии по проведению административной реформы в коридоре администрации Ижевска нервничая ожидал начала заседания один из членов группы. Он ходил туда и обратно и, наконец, не выдержав, подошел к женщине, которая, видимо, тоже была в этой комиссии, и спросил в лоб: «О чем рассказывать-то?» Женщина пожала плечами. Ее соседка робко посоветовала: «О стандартах расскажите». Комиссия по административному реформированию собиралась в июне для подведения итогов работы за 5 месяцев и рассмотрения 14 регламентов разных ведомств по оказанию услуг населению. Сначала подводили итоги. Чтобы понять, чем занимаются наши реформаторы, необходимо уточнить, какую цель в рамках административной реформы ставят федеральные власти. На официальном сайте реформы http://www.ar.gov.ru/ дано публичное пояснение: административная реформа должна оказывать влияние в нескольких направлениях. Во-первых, должна повыситься доступность оказания госуслуг, во-вторых, в связи с реформой должна повыситься эффективность работы исполнительной власти, и, наконец, самое главное, государство, по задумке реформаторов, станет меньше вмешиваться в дела бизнеса, что благоприятно повлияет на снижение уровня коррупции и благотворно скажется на бизнесе в целом. Результатом реформаторской деятельности должен стать, как указано на официальном сайте, «рост удовлетворенности граждан качеством государственных услуг». В этой связи чиновники в Удмуртии нарисовали собственный график, по которому они намерены исполнять требования населения. Так, согласно этому графику, до конца 2008 года только органы местного самоуправления должны будут удовлетворить 50 процентов граждан (!). А к концу 2009-го число таковых вырастет еще на пять процентов. Удовлетворять народ органы власти собираются и еще по одному показателю – открытости власти для населения. Если к концу 2008 года довольными открытостью должны стать 40 процентов граждан, то к 2009-му - целых 60 процентов. На 2009 год правительство готовит планы не напрасно. Действительно, реформу сначала хотели закончить в 2008 году, но 9 февраля 2008 года Виктор Зубков срок ее реализации продлил до 2010 года. Всё это время власти субъектов РФ будут выставлять на регулярно проводящиеся конкурсы свои проекты и получать на их реализацию определенные деньги. Последняя сумма, которую выделили Удмуртии, – 12 млн рублей на «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», сокращенно МФЦ. Эти средства республиканские власти получили благодаря попаданию в десятку лучших проектов на очередном федеральном конкурсе. Согласно проекту программы, власти республики пытаются создать «комфортное информационное поле», в котором каждый желающий может «оперативно и в удобной форме» получать информацию от государства. Для реализации задуманного Удмуртия приложила массу усилий и потратила немало денег. Общие затраты, запланированные на 2008-2009 годы по административной реформе, превышают 18,5 млн рублей. В 2008 году предполагается провести 74 мероприятия, из которых благодаря стахановскому рвению чиновников проведено уже 34. При просмотре списка запланированных мероприятий у неподготовленного читателя, скорее всего, сложится смутное впечатление об их цели. Например, реформаторы обещают нам создание некой «Социальной карты населения» и такой изотерической услуги, как «телемедицина», напоминающей знаменитые сеансы массового лечения Кашпировского и Чумака. В целом читать список реформ довольно сложно: большинство пунктов списка не имеет никаких пояснений, оставляя простор для воображения читателя. Так, например, в исполнительные органы обещают внедрить «антикоррупционные механизмы». Весьма и весьма загадочно звучит еще один пункт: «оптимизация функций органов местного самоуправления в УР с учетом их антикоррупционности». Видимо, следуя поговорке «в борьбе с коррупцией главное не победа, главное - участие», удмуртские чиновники решили просто почаще упоминать это слово в своих бумагах. Но самую серьезную работу в 2008 году администрации города придется провести над пунктом «3.1.4.». Здесь поражает, прежде всего, формулировка вопроса. Согласно данному пункту, предстоит определить наличие взаимосвязи между деятельностью республиканского правительства и социально-экономическим развитием Удмуртии. По всей видимости, пока эту взаимосвязь проследить не удавалось. Главный по административной реформе в столице республики глава администрации г. Ижевска Александр Ушаков совместно с главой города Виктором Балакиным после нескольких лет после начала проведения реформы выпустили распоряжение (от 03.04.2007г. № 58), в котором указали «разработать и внедрить методы и процедуры управления, ориентированные на результат в муниципальном образовании «город Ижевск». Что за методы и процедуры применялись до этого – даже страшно подумать. Но, несмотря на всю загадочность этих мероприятий и разрабатываемых документов, за пять месяцев реформирования, оказывается, удалось достичь неких результатов. Как сообщили докладчики, проведена немалая работа по реализации мероприятий, подготавливающих формирование МФЦ. В том числе для администрации города и управления архитектуры за первые пять месяцев были разработаны проекты технических заданий реализации информационных киосков. Как сообщили авторы проекта, в информационных киосках можно будет получить информацию «о структурных подразделениях, их месторасположении, выполняемых функциях и оказываемых услугах». К концу 2008 года ожидается появление двух таких киосков, а к концу 2009-го – девяти. С 6 июля в Интернете работает мобильный портал официального сайта города http://pda.izh.ru – вещь исключительно функциональная и полезная. Также продолжается наполнение и основного городского сайта http://izh.ru/, правда, с расширением структуры этот ресурс свою функциональность постепенно теряет, делаясь громоздким и запутанным. Мне, как обычному пользователю, все чаще приходится «юзать» поиск. Да и, кроме того, по непонятным причинам доступ к сайту очень часто оказывается закрытым – грузится лишь белый лист. Среди последних реформ администрацией города был проведен конкурс среди органов исполнительной власти, победитель которого получил денежный приз в 1,4 млн рублей. Победителем стал «пилотный» проект введения «единого окна» - единого телефонного номера Администрации города Ижевска для обращения граждан. Сейчас ведется работа по подготовке реализации проекта. Для справки: принцип действия «единого окна» очень прост: пользователь системы должен получать всю интересующую информацию в одном месте, а не скитаться по многочисленным кабинетам. Основным же новшеством для чиновников станет замена бумажного документооборота электронным. Итог первой половины заседания комиссии реформаторов, которое на пару провели Виктор Балакин и Александр Ушаков, был более или менее ясен: реформа идет своим чередом, телемедицина не за горами. А вот цель проведения второй части заседания оставалась под вопросом. Выступавшие потратили уйму времени (своего и чужого) на озвучивание нудных докладов. Доклады, которые содержали в себе нормы оказания услуг от разных ведомств, читались в основном с бумажки и на повышенной скорости. Удивительно, что господа Балакин и Ушаков еще умудрялись задавать докладчикам какие-то вопросы. То, чем занимались чиновники во время второй половины заседания, в регламенте мероприятия было прописано как «разработка и внедрение стандартов». На заседании в первую очередь вставал вопрос: кому и зачем нужны эти стандарты. Комиссия рассматривала стандарты общего среднего и дошкольного образования, стандарты оказания медицинских услуг и прочие. Недоразумение состояло в том, что все нормы по оказанию такого рода услуг уже прописаны на федеральном уровне в различных документах, и придавать, скажем, медицинскому обслуживанию, даже при всем патриотизме наших чиновников, национальный характер – затея откровенно странная. Общую скуку во время зачитывания докладов время от времени разбавлял какой-то чиновник, видимо, имевший филологическое образование. Последний то и дело предлагал заменить одно слово на другое, как ему казалось, более подходящее. По итогам заседания чиновники дали себе отсрочку – в два-три дня. За это время разработчики регламентов внесут необходимые изменения и еще раз проанализируют тексты. Отличительной чертой прошедшей комиссии стало то, что все реформаторы держались очень уверенно и раскованно, глядя на них, чувствовалось, что реформа идет по плану.
Результатом реформаторской деятельности должен стать «рост удовлетворенности граждан качеством государственных услуг». В этой связи чиновники в Удмуртии нарисовали собственный график, по которому они намерены исполнять требования населения. Так, согласно этому графику, до конца 2008 года только органы местного самоуправления должны будут удовлетворить 50 процентов граждан (!). А к концу 2009-го число таковых вырастет еще на пять процентов.