Историческая неправда в агитпропе республиканских властей выглядит совсем уж нелепо. 450 лет назад, на протяжении всего 1558 года, каких-либо знаменательных событий на территории современной Удмуртии не происходило. Датой окончательного присоединения земель, где проживали удмурты, к Московскому государству является май 1557 года. Этот год – время окончания карательных экспедиций войск Ивана Грозного против «изменников вотяков», длившихся начиная с 1553 года. Но так случилось, что четыре века спустя удмуртский обком КПСС опоздал отметить 400-летие «добровольного присоединения Удмуртии к Русскому государству» вовремя. Причина опоздания – Киевский завод монументальной скульптуры не успел выполнить заказ из Ижевска на изготовление памятника В.И. Ленину, который предшественники г-на Волкова в республиканских коридорах власти задумали посвятить 400-летнему юбилею. Заказ на памятник вождю Октябрьской революции в Киев выслали в 1952 году – в юбилей взятия Казани Иваном Грозным. За четыреста лет до этих событий, 10 октября 1552 года, представители удмуртов были впервые приняты Иваном Грозным в захваченной русскими Казани и получили от царя жалованную грамоту о подданстве Москве. Однако торжества в честь слишком одиозного для татар юбилея падения Казанского ханства отменили. Отпраздновать в мае 1957 года более политкорректный юбилей присоединения удмуртов к Московии тоже не получилось. В 1954 году, в связи с 300-летием воссоединения России и Украины (1654 г.), Никита Хрущёв «подарил» Украине Крым (когда-то тоже татарский), и в Киеве с изготовлением памятника вождю для Ижевска, видимо, наступила напряжёнка. В итоге открытие памятника Ленину (и празднование юбилея вхождения Удмуртии в состав Русского государства) произошло только 20 июня 1958 года. Сегодня эта историческая фальсификация повторяется нынешними чиновниками. Хотя действительная дата присоединения удмуртов к Московскому государству неоднократно указывалась в исторических исследованиях, начиная с первого русского историка и друга Пушкина - Карамзина. Придворный историк Александра I, как и последующие русские историки дореволюционной поры, открыто писал о сомнительной добровольности вхождения удмуртов и других народов, находившихся под властью Казанского ханства, в состав Московского государства. При Сталине советские историки стали обосновывать тезис об абсолютной добровольности присоединения народов Поволжья и Урала к Московскому царству, кроме татар. Так этот «сталинский» тезис и дожил до наших времен, хорошо вписавшись в новую политическую конъюнктуру. Покорение земель южных удмуртов, находившихся в составе Казанского ханства, положило начало расширению Московского царства на восток. Неудивительно, что строительство собора Василия Блаженного на Красной площади в Москве было посвящено именно этому кульминационному пункту в истории России, хотя сам храм закончили украшать лишь после покорения Сибири и выхода русских к Тихому океану. В тот же день, когда пала Казань, первыми из покоренных народов Казанского ханства в стан Ивана Грозного явились представители удмуртов «з грамотою, чтоб государь их пожаловал, гнев свой отдал и велел ясаки имати (…), понеже они со страху разбежались» (Полное собрание русских летописей. М., 1965. Т. 13. С. 221). Царские послы поехали к удмуртам в Арский лес и 10 октября привели настороженную толпу арских людей к царю. В Казани перепуганные удмурты первый раз присягнули Москве, обещая исправно платить царю дань из даров лесных. Но после ухода русских войск «вотяки» взбунтовались. Иван Грозный послал детей боярских с вятчанами «на арских изменников («ары» - старое название удмуртов. - К.И.)… А война их была… по Вотяцкие волости, от Казани вверх по Каме полтриста верст, а ходили с Казани четыре недели…» – сообщает Воскресенская летопись. Воины выступили зимою, в жестокие морозы, «сражались ежедневно в диких лесах, в снежных пустынях; убили 10 тысяч неприятелей». Карамзин писал: «Несколько раз земля Арская присягала и снова изменяла… Россияне пять лет не опускали меча: жгли и резали… Наконец усилия бунтовщиков ослабели; вожди их погибли все без исключения, крепости были разрушены… Вотяки … приносили дань, требуя милосердия. Весною в 1557 году Иоанн в сию несчастную землю, наполненную пеплом и могилами, послал стряпчего Семена Ярцова с объявлением, что ужасы ратные миновались и что народы ея могут благоденствовать в тишине как верные подданные белого царя. Он милостиво принял в Москве их Старейшин и дал им жалованныя грамоты». На фоне непростых событий присоединения земель удмуртов к Московскому государству при Иване Грозном, а именно в 1555–1561 годах, возводился собор Василия Блаженного. По поводу церквей-пределов, из которых состоит храм, известно следующее: «Церкви Александра Свирского и Трех патриархов - памятник победы 30 августа над князем Епанчею (и арским князем Яушем); церковь Григория – ознаменование взятия 30 сентября арской башни и победы на Арском поле под Казанью; церкви Покрова и Киприана и Устинии поставлены в память взрыва городских стен и взятия Казани 1 и 2 октября» и в память прихода 2 октября посольства от первого покоренного народа Казанского царства – арских людей (удмуртов). Церкви Входа в Иерусалим и Троицы, видимо, соотносят Священную историю и историю походов Ивана Грозного. В честь какого события была возведена церковь Варлаама Хутынского, «пока не выяснено», пишет известный исследователь семантики московского собора В.Л. Снегирев. Никольский придел посвящен вятской иконе Николы Великорецкого, привезенной в Москву при Иване Грозном, вероятно, в память о присоединении к Московскому государству северной части удмуртских земель (по рекам Вятке и Чепце). До этого данные земли принадлежали Вятской республике, покоренной в 1489 году дедом Ивана Грозного великим князем Московским Иваном III. Вятчане участвовали в походах Ивана Грозного на Арскую землю. Самим же вятчанам в 1551 году, то есть через полстолетия после вхождения Вятской земли в состав Русского государства, Иван Грозный приказывал «тех вотяков без нашего ведома не воевати и грабити». В 1907 году, через 350 лет после присоединения к Русскому государству южных удмуртов вместе с Казанским ханством и Арской землей, в Ижевске возвели зрительный эквивалент храма Василия Блаженного – центральной вертикали Москвы и всей допетровской Руси. Ижевский храм назвали во имя Михаила Архангела – небесного покровителя Ивана Грозного и всего русского воинства. Несмотря на символические и визуальные параллели главных соборов на Красных площадях Москвы и Ижевска, родственные храмы ныне никак не связываются местными властями с присоединением земель удмуртов к Московскому государству. Прежнее название ижевской Красной площади не восстановлено, а входящий в автоматно-церковный комплекс Михайловский собор соотносится президентом Удмуртии Александром Волковым только с оружейными юбилеями: 200-летием Ижевского оружейного производства и 50-летием автомата Калашникова. Как всё это напоминает открытие 50 лет назад припозднившегося с киевского завода памятника Ленину в честь 400-летия присоединения Удмуртии к Москве царём Иваном Грозным. Кстати, а почему бы в таком случае не поставить памятник главному и действительно реальному историческому герою тех событий – Ивану Грозному? Конечно, за оставшиеся до намеченных торжеств два месяца памятник уже не изваять, но что стоит взять и перенести юбилей ещё на один год…