фото Новое повышение тарифов вызвано сложной финансовой ситуацией на предприятиях. За прошлый 2007 год убытки только ИПОПАТ составили 130 млн рублей. В сумме же все транспортные предприятия Удмуртии, даже несмотря на апрельское повышение тарифов с 7 до 8 рублей, принесли в течение пяти месяцев порядка 71 млн рублей убытка. Положение усугубил очередной рост цен на топливо и электроэнергию. С начала года цены на бензин подскочили на 26 процентов, дизель - на 36. Стоимость электроэнергии увеличилась на 17,6 процента. Кроме того, на дно тянут и невыплаченные долги. В общей сложности разные организации, в том числе и государство, задолжали ИПОПАТ порядка 300 млн рублей. Реакцией на рост проблем и необходимостью оптимизировать работу объясняет руководство транспортников затеянные внутренние реорганизации. В ОАО «ИПОПАТ», как уже писал «Д», было создано несколько дочерних ООО, и потом методом аутсорсинга этим организациям передали часть его функций. Так появился «Удмуртский автотехнический центр», который сегодня фактически занимает все ремонтные цеха ИПОПАТ и производит ремонт автобусов. В это же ООО был переведен и весь персонал, работавший раньше в данных цехах. Об эффективности сотрудничества новообразованных обществ с ограниченной ответственностью, вроде ООО «Удмуртский автотехнический центр», с их «родителем» - ОАО «ИПОПАТ», говорить пока сложно. Например, на недавно проходившей традиционной IX Всероссийской специализированной выставке «ИЖ-АВТО-2008» ООО «Удмуртский автотехнический центр» представило автобусы марки Higer. Как сообщил нам продавец, один автомобиль такой марки даже не с базовой комплектацией, а с «излишествами» в виде биотуалетов, кондиционеров и подсветок будет стоить не многим больше 4 млн рублей. Тем временем «Д» совсем недавно писал, что ИПОПАТ на деньги из бюджета Удмуртии собирается приобрести 9 автобусов на сумму 50 млн рублей, которые, видимо, собираются использовать для перевозки гостей столицы Удмуртии в дни празднования 450-летия добровольного присоединения Удмуртии к Российскому государству. Модель приобретаемых автобусов Hyundai Universe Luxury, стоимость (в базовой комплектации) – 5,6 млн рублей. Надо сказать, что ни по классу представительности, ни по вместительности автобусы Higer ничем особым Hyundai не уступают. Если бы ИПОПАТ купил автомобили подешевле и не стал переплачивать 1,5 млн рублей за каждый автобус, то общая экономия составила бы порядка 12-13 миллионов. А это еще три автобуса типа Higer. В таком финансовом положении, в котором находится ИПОПАТ, разбрасываться деньгами явно не стоит. Тем более известно, что ОАО «ИПОПАТ» автобусам марки Higer абсолютно доверяет и якобы закупало уже несколько партий. Понятно, что, если даже в критической ситуации вести себя расточительно, убытки будут расти и расти. Интересно отметить следующее: если судить по годовому финансовому отчету ИПОПАТ за 2007 год и не учитывать постоянный рост цен на топливо, предприятию для плюсового баланса в конце года необходимо поднимать тарифы за проезд до 10 рублей. В противном случае, будут снова убытки. Но от очередного повышения цен чиновники пока предпочитают воздержаться. «Дальнейшее повышение будет зависеть от внешних факторов», - заявил министр промышленности и транспорта Удмуртии Леонид Курочкин в интервью www.udm-info.ru. Для ОАО «ИПОПАТ», сто процентов акций которого принадлежат Удмуртской Республике в лице Министерства имущественных отношений УР, а также МУП «ИжГЭТ» «решением проблемы» может стать выход из под-контроля государства. О такой перспективе говорил председатель РЭК Олег Белобоков. «Если вы считаете, что в данном случае государственное регулирование уже излишне, вы обязаны, уважаемые коллеги, выйти с этим предложением в правительство, отменить государственное регулирование и осуществлять работу в рамках корпоративного управления – вот что я прошу сделать», - заявил он на заседании Региональной энергетической комиссии УР 17 июня во время рассмотрения инициативы транспортников о повышении платы за проезд до 10 рублей. По сути, подобное решение будет означать начало приватизации городского и пригородного общественного транспорта, что неизбежно приведет к практически неконтролируемому росту платы за проезд.
фото
Сергей ЧАЗОВ

Пряники тоже кусаются
В июне в Ижевске хлеб и булочные изделия опять дорожали. Рост цен на продукт питания самых широких слоев населения, в том числе и обездоленных, становится ползучим.

Казалось бы, прошел всего месяц, как «Д» написал о том, что хлеб сортов «Дарницкий», «Славянский», «Пшеничный» 1 сорта с начала текущего года успел подорожать уже дважды. Первый раз - в конце марта, после значительного (примерно на 12-14 %) скачка на булочную продукцию, на 6-7 процентов «подтянулись» и потребительские сорта, которые власти еще после осеннего роста цен клятвенно обещали держать в узде. Вторая подвижка случилась в конце апреля и опять где-то на 8-9 процентов. На середину мая «разбег» хлебных цен на потребительские сорта выглядел так: буханка выпеченного на хлебозаводе № 2 «Пшеничного» 1 сорта (0,6 кг) – 14 рублей, «Пшеничный» 1 сорта (0,5 кг) из села Светлое стоил 12,9 руб., «Пшеничный», 1 сорт (0,5 кг), произведенный ЧП «Бегунов», - 12,5 руб., «Славянский» (0,5 кг) с хлебозавода № 1 - 10,9 руб., «Дарницкий» (0,5 кг) -10,5 руб., «Кишиневский» (0,6 кг) от ЧП «Бегунов» - 10 рублей. Сейчас смело можно сказать, что мы только вошли в процесс с непредсказуемым финалом. В первой декаде июня в ларьках снова появились скромные объявления об очередном повышении цены на 6-7%. В рублях эта картина отразилась по-разному: на какие-то сорта добавка произошла на 1 рубль, на какие-то до полутора, максимальный прирост цены на хлеб – 2 рубля. В первых числах июня я лично стала свидетелем диалога между продавщицей в ларьке и пожилой покупательницей. «Ну, вы, наверное, пряники сейчас уж не возьмете, сильно подорожали…» - говорит продавец. «А на сколько?» - интересуется покупательница. Продавец: «На три рубля…» Покупательница: «Ну, что делать, давайте…» Причем надо иметь в виду, что добавка в 3 рубля произошла не на килограмм, а на фасовку в полкило, то есть, если считать на килограмм, то рост составил все 6 рублей, или на 12 процентов. В среднем белые батоны и булки сейчас выходят по цене от 18 до 22 рублей. Что делает их дорогими для стариков и малоимущих. Можно смело утверждать, что цены на хлеб в Удмуртии сегодня отражают не только глобальные тенденции, но и местную специфику. Особенно после того, как в феврале 2008 года ООО «Удмуртский промышленный холдинг», возглавляемое близким к президенту Удмуртии депутатом-предпринимателем Денисом Агашиным, купило за бесценок контрольный пакет акций ОАО «Сарапульский комбинат хлебопродуктов». Пакет в 30 157 акций (56,19%) крупнейшего в регионе комбината был куплен всего за 40,7 млн рублей. Контроль над мукомольным комбинатом и предприятиями хлебопечения мог бы позволить оптимизировать ситуацию в отрасли на территории Удмуртии. Наверное, мог бы, если бы на доходах отрасли не строилось благосостояние окружения президента Удмуртии.
Надежда ГЛАДЫШ