Даже в День города президент Волков был в своем амплуа. Уничтоженные за время его правления парки Ижевску придется восстанавливать лет пятьдесят. ФАНЕРНЫЙ ПРАЗДНИК
Один из юбилейных автоматов, обвязанный белыми бинтами под вывеской «Ружьё удмурта», стрелял в родную землю у плакучей берёзы, чутко прислушивающейся к чему-то своими большими белыми ушами. Люди ходили и гадали, что всё это значит. Были звери: крошечные слоны, огромный деревянный таракан, ползущий в Арсенал мимо фотовыставки с портретами жителей города, грустный олень, спрятавшийся под ёлкой. Что это? Зоопарк, посвященный 450-летнему юбилею? А что значит голая Кулакова с двумя лыжами в руках? Монумент Дружбы народов? У Дома правительства возвышались длинные дощатые страусы, прячущие головы в землю. Это наше правительство? На белом фоне Арсенала были воткнуты бревна в виде чёрных обгоревших спичек с загнутыми вопросительным знаком концами? Может быть, это судьба исторического наследия в преддверии юбилея? В отличие от прошлогодней выставки «Всё из дерева», на нынешней, кроме композиции со спичками, не было скульптур из брёвен – всюду громоздились объекты из досок, щепок, фанеры. Только для президента Волкова художник Энвиль Касимов сберёг толстое, пахнущее слезящейся живицей бревно, которое президент Удмуртии должен был символически перепилить электропилой у входа в Арсенал.
РЕЛИКВИЯ НА ОЩУПЬ
После представления с перепиливанием бревна в Арсенале состоялась презентация Георгиевского знамени Ижевской дивизии адмирала Колчака. Знамя с Ликом Христа было привезено в Ижевск на временное хранение из Иркутска, где оно долго оставалось спрятанным от чужих глаз в закрытых фондах музея. Будь это знамя на хранении в музее Ижевска, оно наверняка давно было бы уничтожено местными властями. Информация о рабочей дивизии Колчака преследовалась вплоть до 80-х годов. Да и потом, когда региональные начальники сменили партбилеты на крестики, затрагивать щепетильную тему заводского мятежа они по-прежнему опасались. Светские и церковные власти Удмуртии отчего-то пугаются темы рабочего восстания до сих пор. Поэтому большим достижением музейщиков было заманить на презентацию знамени президента УР Александра Волкова, градоначальника Балакина и настоятеля Михайловского собора отца Виктора. Любопытна история появления колчаковского знамени в Ижевске. В конце 80-х годов маленькие, недостаточно ясные черно-белые фотографии обеих сторон знамени окольными путями «краеведческой разведки», без ведома руководства иркутского музея, дошли до ижевских музейщиков. Несколько раз в 80-е и 90-е годы из ижевского музея в иркутский отправляли официальные письма, составляемые, кстати, по моей инициативе, с просьбой выслать фотографии ижевской реликвии в Арсенал и сообщить историю появления ижевского знамени в иркутском музее. Однако Иркутск хранил упорное молчание и на официальные письма не отвечал. Лишь года два тому назад, после паломничества в Иркутск на личные средства моего коллеги Сергея Жилина, которого там почему-то приняли за потомка белогвардейцев, сумевшего уговорить работников фондов достать из секретных запасников реликвию и разрешить сделать её цветные фотографии, начались переговоры ижевского музея о передаче знамени на временное хранение. Так как денег на культурные акции и почитание родной истории местные власти давать не любят, музей попросил автозавод совершить свой автопробег на этот раз к Байкалу - за знаменем (по пути исхода Ижевской дивизии в Китай) и с рекламой корейских автомобилей, выпускаемых в Ижевске. Из специалистов-историков удалось отправить к Байкалу только одного (но не специалиста по гражданской войне, а заведующего фондами), на других профессионалах-историках Ижевск сэкономил. Удмуртские «Вести» показали, как иркутяне в белых перчатках бережно доставали знамя из запасников и как после этого группа ижевчан, похожих на футбольных болельщиков, фривольно демонстрировала заветное знамя без перчаток что в Сибири, что дома, в Ижевске. Раздавались даже предложения на презентации в День города, когда народу на улицах видимо-невидимо, становиться в очередь перед стягом, чтобы целовать святыню. В Ижевске знамя было представлено публике спрятанным за стеклом от энтузиастов. При слабом электрическом свете в полутьме трудно было рассмотреть, успели ли всё-таки счастливые ижевчане оставить на знамени жирные следы от своих пальцев. На презентации выступали местные начальники: президент Удмуртии Александр Волков, глава Ижевска Виктор Балакин, Сергей Протозанов, настоятель Михайловского собора (тоже в прошлом чиновник - начальник спорткомитета г. Сарапула) отец Виктор (Костенков) и другие. Выступавшие чиновники говорили долго и осторожно, путаясь в дебрях незнакомой им истории и не зная, кого хвалить, а кого ругать. Словно боялись, что придут красные и не помилуют их или белые придут и тоже отомстят. Интересна была оговорка (по Фрейду) одного из выступавших, сказавшего, что теперь Ижевск стал «городом соглашателей». Это вместо «города согласия»… После представления знамени с Нерукотворным Спасом чиновники поговорили о том, кому теперь ехать в калифорнийские субтропики, где пальмы, океан и Голливуд. Там, в Беркли, университетском пригороде Сан-Франциско, в церкви Иоанна Крестителя последними участниками исторического исхода из нашего края на стариковские деньги была в 1975 году установлена Вечная Свеча в память о Днях Ижевска и Воткинска, отмечаемых ежегодно 7 и 17 августа за границей, но не на Родине. Историки давно настаивают на том, что копии американской Вечной Свечи с надписями по-русски и по-английски нужно установить в центральных храмах Ижевска и Воткинска. Однако церковные власти Ижевска почему-то опасаются установления Вечной Свечи в центре города – в Михайловском соборе. Этот собор является своего рода ижевской Голгофой: на площади перед ним, по данным русского писателя А.И. Солженицына, из пулемётов в первую годовщину революции красными латышами были расстреляны собранные по всему городу первые 500 ижевских заложников (всего за пять месяцев красного террора было расстреляно, по «белым» источникам, 7 893 человека). Церковные же власти Ижевска планируют сослать Вечную Свечу на окраину - в церковь на Северном кладбище, никакого отношения к событиям гражданской войны не имеющем. Послушаешь наших «соглашателей», и станет ясно, почему в Иркутске, где не побоялись в самом центре города поставить памятник Колчаку, так не хотели отдавать в Ижевск знамя, которое адмирал вручил ижевским рабочим.
ПРИЗЫВ К ПОГРОМУ
В июне этого года исполняется ровно 40 лет со дня сноса интересного памятника индустриальной истории Ижевска - водонапорной башни на улице Пушкинской (перед входом в гостиницу «Ижевск»). Башню у Дома правительства в стиле конструктивизма с круглыми окнами вверху и уникальным котлом внутри сломали по требованию тогдашнего партийного руководства в июне 1968 года. В 2008 году, перед Днём города и в юбилей исторического погрома, премьер Удмуртии Юрий Питкевич на заседании республиканского правительства призвал чиновников к скорейшему сносу еще одного памятника индустриальной архитектуры в центре столицы Удмуртии возле другой, вновь строящейся гостиницы: «Решить вопрос с водонапорной башней в центре Ижевска. Скалолазы – скалолазами, но со строением нужно что-то решать. Реконструировать (но не реставрировать! – И. К.) или снести». Водонапорная башня 1915 года в стиле кирпичной неоготики, внесённая в реестр памятников истории и архитектуры, по разрешению властей вот уже лет сорок используется для спортивных тренировок альпинистов. Больно видеть, как на своих тренировках скалолазы вбивают в памятник индустриального наследия металлические крючья, как сверлят кирпичную кладку и разрисовывают её учебными метками и линиями, как зимой поливают башню водой, превращая памятник истории в ледяную скалу. Рядом с разрушаемым Инженерным городком и истерзанной скалолазами башней спешно строят гостиницу для именитых гостей, приглашённых на юбилей. Из окон гостиницы будут видны исторические остатки деревянной и кирпичной архитектуры, поэтому, по логике властей, их необходимо доломать. В такой же, как в Ижевске, водонапорной башне в стилистике индустриальной готики рубежа XIX-XX веков в центре Петербурга, перед входом в Таврический дворец, на берегу Невы размещается музей петербургского водопровода. Ценность этой башни, несмотря на соседство с дворцом фаворита Екатерины Великой, обосновала баронесса М. Штиглиц – специалист по индустриальной старине Петербурга. Такие же индустриальные башни являются музеями и в самом центре Екатеринбурга и даже в центре древнерусского и неиндустриального города Владимира. Только в городе-заводе Ижевске старинная индустриальная башня уродуется горными молотками и крючьями скалолазов и намечается на перестройку или на слом. А между тем ижевским музеям давно не хватает площадей. У Музея изобразительных искусств, не имеющего до сих пор постоянной экспозиции, отобрали пулемётный цех времён Великой Отечественной войны (ныне резиденция президента Удмуртии), у Национального музея УР власти забрали дом купца Оглоблина (напротив цирка) и ампирный особняк священника Летушевича (у республиканской библиотеки). Музейный особняк после реконструкции будет занимать для своих апартаментов госпожа Масловская - заместитель министра культуры УР, тоже строитель по образованию и один из активных участников, совместно с бывшими прорабами Волковым и Питкевичем, погромов памятников истории и культуры Ижевска. И вот теперь мы можем потерять водонапорную башню – единственное подлинное сооружение активно уничтожаемого к юбилеям Инженерного городка, в котором жили выдающиеся конструкторы Калашников, Можаров, Токарев (автор знаменитого пистолета «ТТ») и другие известные русские инженеры, прославившие нашу страну.