фото Транспортные предприятия Ижевска, мягко говоря, находятся в жестких условиях. Цены на энергоносители растут каждый день, недофинансирование со стороны бюджета накопилось с 2005 года до 200 млн рублей, парк автобусов, троллейбусов и трамваев постепенно стареет. Что делать в такой ситуации – большой вопрос. Почему Правительство УР не находит в бюджете средств на поддержание столь важной отрасли городского хозяйства, как общественный транспорт, – неясно. Ведь все знают, какие средства выделяются, например, на престижные стройки в честь 450-летнего юбилея. В такой ситуации транспортников можно было бы и понять - если государство денег давать не собирается, платить приходится населению. Тем не менее повышение цен с 8 до 10 рублей вызовет, скорее всего, волну естественного недовольства, ведь последнее «традиционное» ежегодное повышение было совсем недавно – 1 апреля. Транспортники ссылаются на рост цен энергоносителей (дизтопливо в 2007 году подорожало на 52%, электроэнергия на 17,6%), плюс износ подвижного состава. Психологическим моментом, отчасти оправдывающим ИПОПАТ и ИжГЭТ, является и то, что в большинстве регионов ПФО цены выше – в среднем 9 руб. за одну поездку, а в ряде республик цена достигает 10 рублей. На заседании Региональной энергетической комиссии УР, рассмотревшей во вторник, 17 июня, инициативу транспортников, председатель комиссии Олег Белобоков был готов отказаться брать на себя ответственность за непопулярное решение. «Если вы считаете, что в данном случае государственное регулирование уже излишне, вы обязаны, уважаемые коллеги, выйти с этим предложением в правительство, отменить государственное регулирование и осуществлять работу в рамках корпоративного управления – вот что я прошу сделать», - заявил г-н Белобоков присутствующим, добавив, что у его ведомства никаких возражений по этому поводу нет. Заявку транспортников удовлетворили частично. На заседании РЭК было принято решение повысить проезд до 9 рублей. Если в течение 10 дней никто не воспользуется правом вето, то уже с 1 июля стоимость одной поездки увеличится на 1 рубль. Цены будут повышены как на разовые поездки, так и на проездные билеты. Свои намерения увеличить стоимость проезда ИжГЭТ и ИПОПАТ сообщили всенародно. Обоснование подъема тарифов на проезд ИПОПАТ опубликовал в газете «Копеечка» - в праздничном номере, на соседней полосе с поздравлениями генерального директора ОАО «ИПОПАТ» Дмитрия Пивоша. Директор сводящего концы с концами автопарка желает всем жителям Ижевска «осуществления надежд», «реализации жизненных планов», «благополучия» и «доброго здоровья», которое, безусловно, пригодится всем жителям города, когда им придется забыть про общественный транспорт и ходить пешком.
Для справки:
За год на автобусах Ижевска в среднем совершается 82 млн поездок. Если брать за них 8 рублей, то ИПОПАТ по показателям 2007 года останется в убытке, как в прошлом году, по валовым показателям на 130 млн рублей. Если поднимать стоимость проезда до 10 рублей - доходы ИПОПАТ от внутригородских перевозок возрастут на 164 млн руб., а само предприятие сработает в прибыль (порядка 34 млн руб.). Если все свободные средства из прибыли ИПОПАТ потратит на обновление автопарка, то в год он сможет без поддержки государства покупать примерно 17 автобусов типа НеФАЗ-5299. Но, как показывает практика, средства могут уйти и на другие цели. Так, на прошлой неделе «Д» уже сообщал, что республиканские власти, в чьей собственности находится ОАО «ИПОПАТ», вместо того чтобы обновлять городской автопарк (изношенный более чем на 60 %), выделили 50 млн рублей на покупку «крутых» автобусов «Hyundai Universe Luxury» для перевозки гостей во время празднования 450-летия вхождения Удмуртии в состав Российского государства.