фото Как рассказали ижевские организаторы выставки, переговоры с одиозным художником и скульптором шли несколько лет, и согласие удалось получить только благодаря знаковой дате - 450-летию добровольного вхождения Удмуртии в состав Российского государства. Таким образом, Церетели продемонстрировал свою политическую дальновидность. Кстати, сам президент Российской академии художеств столицу Удмуртии посетит, скорее всего, в июне, в канун Дня города. Во вторник, 20 мая, на монтаже экспозиции заявленная в пресс-релизах директор Галереи искусств на Пречистенке и дочь Церетели Елена Зурабовна не присутствовала - заболела. «В любом городе, а до вас мы объездили почти всю Россию, зарубежные страны, появление нашей выставки очень престижно. Насколько мне известно, до этого момента работы Церетели в вашей республики не демонстрировались. Зураб Церетели - художник очень продуктивный, так что у нас есть возможность проводить три выставки в разных городах параллельно, и это при том, что в вашем городе выставляется 200 предметов. В экспозиции есть всеми узнаваемые работы, например, святой Георгий Победоносец (бронзовая скульптура подарена автором родному городу и установлена в Тбилиси на набережной реки Куры)», - рассказал московский организатор выставки Тимур Жимальдинов и особо отметил, что с собой они привезли даже монтажников, каждый из которых имеет высшее образование. Выставка демонстрирует разные грани творчества художника, это - живопись, графика, скульптура, малая пластика, эмаль. Во всех, согласно пресс-релизу, «сила характера и удивительная энергия, дерзость экспериментатора и неожиданный художественный взгляд составляют портрет Зураба Церетели – мастера, который смог объединить своими творческими поисками буквально все виды, жанры, техники изобразительного искусства». «Церетели рисует цветы каждый день», - говорит заведующая выставочным отделом Галереи искусств на Пречистенке Любовь Евдокимова. Помимо цветов, на выставке очень много разных по стилю клоунов (есть мини-версия московских клоунов на цветном бульваре) и видов старого Тбилиси. Журналистам так и не удалось получить конкретные ответы на два вопроса: использует ли в своем творчестве Церетели труд «художественных негров» и будут ли продаваться работы Церетели на выставке в Ижевске? «Могу сказать, его работы выставляются на аукционах по всему миру, где успешно продаются», - резюмировал Тимур Жимальдинов.
Справка
Зураб Церетели родился 4 января 1934 года в Тбилиси (Грузия). В 1958 году окончил Тбилисскую академию художеств. В 1964 году поступил на работу в Институт этнографии и археологии Академии наук Грузии. Уже в конце 1960-х – начале 1970-х годов мастер ярко проявил себя в монументальном искусстве. Его художественное решение курортных пространств Пицунды и Адлера подтвердили высокий статус художника, который берется за самые сложные и масштабные объекты и блистательно завершает работу. В разное время Зураб Церетели руководил самыми масштабными художественными проектами. В 1970 – 1980 гг. он - главный художник МИД СССР, в 1980 году - главный художник Олимпийских игр в Москве, в 1995 г. - художественный руководитель строительства мемориального комплекса на Поклонной горе (Москва), с 1995 г. — главный художник по воссозданию убранства храма Христа Спасителя в Москве. Среди выдающихся достижений Церетели в области изобразительного искусства – произведения, выполненные в технике перегородчатой эмали. Путем долгих экспериментов, которые художник ведет еще с 1970-х годов, на основе принципов древней техники мастер вывел искусство создания перегородчатой эмали на качественно иной уровень - обогатил спектр цветов, переработал принципы техники создания эмалей. Творчество всемирно известного художника отмечено высокими званиями и наградами разных стран мира. Он является почетным профессором Брокпортского университета изящных искусств (штат Нью-Йорк, США, 1979), действительным членом Грузинской академии наук (Грузия, Тбилиси, 1996), членом-корреспондентом Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо (Мадрид, Испания, 1998), награжден золотой медалью ЮНЕСКО имени Пикассо (2007). Церетели был избран членом-корреспондентом Академии изящных искусств Франции (Париж, 2002), произведен в офицеры Ордена искусств и литературы (Франция, 2006).
По материалам пресс-релиза ВЦ «ГАлереЯ»
Анна КАЛАЧЕВА


Храм Книги
Посреди «развитого социализма», в 1958 году, в Ижевске на месте снесенной еще до войны Ильинской церкви был возведен Храм Книги – Республиканская библиотека имени В.И. Ленина. Величественное здание, торжественный марш лестниц, гулкая тишина высоченного читального зала – всё это сохранилось в памяти и реальности по сей день. Ежедневно «ленинка» продолжает вносить свой посильный вклад в дело «окультуривания» жителей Ижевска. Как оказалось, эту ношу библиотека несет уже 90 лет.

Отсчет годов нынешней Национальной библиотеки Удмуртской Республики её сотрудники, как выяснилось, ведут от даты - 15 мая 1918 года, когда в Ижевске была образована первая бесплатная общедоступная библиотека. До этого здесь существовало несколько частных книжных собраний, выдававших книги за плату. Первое помещение было деревянным на улице Милиционной. В основу книжного фонда легли реквизированные у репрессированных классов собрания книг. Правда, в ходе Ижевского восстания (или мятежа, кому как больше нравится) значительная часть библиотечных книг была утрачена. Возможно, что-то вернулось обратно к прежним владельцам. Во всяком случае, дата закрепилась - 15 мая 1918 года. После Милиционной публичная городская библиотека переехала в каменное здание на улице Горького. Оттуда - в уже нынешний свой «храм». В момент переезда книжный фонд Ижевской библиотеки составлял 220 тыс. единиц хранения. А новые (на тот момент) хранилища были спроектированы на полмиллиона книг. Казалось, как много! Однако нынче Национальная библиотека стоит на пороге самой серьезной реконструкции – во-первых, фондам уже тесно (сейчас здесь полтора миллиона единиц хранения!), во-вторых, пора капитально ремонтировать здание (хотя специалисты после обследования заверили, что все несущие конструкции «живы-здоровы» и еще столько же простоят, не скрипнут); в-третьих, само библиотечное дело сейчас переживает настоящий «информационный взрыв», в связи с чем модернизируются и переводятся в электронный формат каталоги, поисковые системы, системы общероссийского книжного фонда и глобального доступа к информации. Нынешняя «ленинка» «квартирует», помимо основного здания, также в нижнем этаже филармонии (там отдел литературы по искусству) и на ул. 30 лет Победы, где находятся фонды технической и сельскохозяйственной литературы. Обо всём этом на юбилейной пресс-конференции в библиотеке журналистам рассказали бывший директор «ленинки», ныне замминистра культуры УР Нэлли Собина и нынешний её руководитель Галина Калинина. Начиналась библиотека с абонемента и читального зала, которые обслуживали семь человек. Сейчас в ней 25 отделов и 206 сотрудников, большинство из которых имеют высшее образование. Помимо традиционного обслуживания читателей, Национальная библиотека УР ведет большую программно-проектную и просветительскую деятельность. «Самая читающая страна» - СССР – осталась в прошлом, а нынешние россияне всё больше и больше отдаляются от чтения, а вместе с тем и от книжной культуры, навыков правильной, литературной речи. Библиотечные работники снова, как встарь, становятся «культуртрегерами». Они проводят множество конкурсов, целью которых является приохотить детей и молодежь к чтению, привлечь внимание к книжным богатствам. По словам Нэлли Собиной, в октябре нынешнего года в парламент Удмуртии будет представлен проект государственной концепции библиотечного дела, в которой Национальной библиотеке будет отведена роль методического центра. В соответствии с этой концепцией, Удмуртия должна продвинуться по «шкале» ЮНЕСКО: эта международная организация считает, что в расчете на каждого жителя в год государство обязано приобретать литературы на 220 рублей. У нас пока получается три с полтиной, но обещают настоящий бум – поднять до 112 рублей!
Надежда ГЛАДЫШ