В самом начале совещания ничто не предвещало столь сенсационного разоблачения республиканских властей в полном равнодушии к стимулирующим проектам федерального центра. Заместитель министра образования Удмуртии привычно доложил об успехах. В рамках реализации республиканской целевой программы «Сохранение и развитие кадрового потенциала производственной сферы Удмуртской Республики на 2007-2009 годы - «Рабочая смена» предусмотрена модернизация учебно-материальной базы учреждений начального профессионального образования через создание сети ресурсных центров. Программой предусмотрено создание 9 ресурсных центров в период с 2007-го по 2009 годы. Распоряжение Правительства УР «Об утверждении задания на подготовку кадров по профессиям начального профессионального образования в государственных учреждениях профессионального образования на 2008 год», которое должно охватить 5754 человека по 44 направлениям, было подписано совсем недавно - 7 апреля. Разрабатывается концепция реструктуризации системы начального и среднего профессионального образования с учетом возможностей создания системы непрерывного профессионального образования, разработки интегрированных программ. Одновременно проводится работа по структурной перестройке учреждений начального профессионального образования. В рамках республиканских целевых программ: «Рабочая смена», «Развитие машиностроения и металлообработки в Удмуртской Республике на 2006-2010 годы», «Развитие текстильной и легкой промышленности в Удмуртской Республике на 2004-2010 годы» на базе профессиональных училищ и лицеев создаются ресурсные центры по профессиям промышленного и сельскохозяйственного профиля. Чиновники провели встречи с ассоциациями работодателей по вопросу социального партнерства. Их результатом стала подготовка соглашения о взаимодействии между Министерством образования и науки УР и промышленно-экономической ассоциации «Развитие». «Для развития системы проф-ориентации, восстановления положительного имиджа рабочих профессий, повышения качества подготовки рабочих кадров проведены республиканские олимпиады профессионального мастерства по профессиям: токарь, мастер общестроительных работ, закройщик, тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, конкурсы профессионального мастерства среди промышленных предприятий «Мастер металлообработки-2007», «Швея-2007», «Мастер строительных отделочных работ». В рамках ведомственной Целевой программы «Выбор профессии - основа профессионального роста» подготовлен цикл телевизионных передач и мультимедийных программ по наиболее востребованным рабочим профессиям: станочник, токарь, мастер общестроительных работ», - гладко доложил заместитель министра образования и науки Виктор Чучков. «Почему мы не участвуем в конкурсах по инновационным проектам в образовании? Татарстан получил 200 млн рублей, Марий Эл – 600 млн рублей. И это Марий Эл!» - чуть повысив голос, задал вопрос Александр Кобзев докладчику. Замминистра Чучков объяснил отсутствие интереса у республиканских чиновников к федеральным программам двумя причинами. Первая – «из-за пункта «софинансирование» - в республике нет на это денег», признался г-н Чучков. Вторая причина – «из-за того что приобретенное оборудование для обучения должно находиться в учебном учреждении», что, по мнению чиновника, «делает невыгодным участие в конкурсе крупных промышленных предприятий». По словам г-на Чучкова, один из технических лицеев пытался принять участие, но ему не хватило 11,6 млн рублей, а производственное предприятие, согласившееся оплатить часть средств, настаивало на передаче оборудования в собственность предприятия, что противоречит условиям конкурса. Этими заключительными словами Виктор Чучков перечеркнул все оптимистичное впечатление от доклада Министерства образования УР. Можно сколько угодно говорить о престиже рабочих профессий, показывать по телевизору только успехи, но всем понятно, что без передовой производственной базы в учебных учреждениях ни о какой конкурентоспособности выпускников не может быть и речи. В других регионах, где сомнительные с точки зрения их первоочередной нужности «стройки века» не стали главным содержанием деятельности властей, сотрудничество с федеральным центром по национальным программам идет нормально. Регионы принимают участие в конкурсах и образовательных проектах, в том числе и в тех, за счет которых производится переоснащение учебной базы. Так, к примеру, Самарский металлургический колледж в рамках национального проекта «Образование» от области и федерального центра получил на переоснащение учебной базы 46 млн рублей. Свою программу для участия в профессиональном конкурсе коллектив обозначил так: «Через преемственность и инновации к конкурентоспособному специалисту», - сообщает сайт tvsamara.ru. Кстати, став победителем конкурса по инновациям, Самарский металлургический колледж уже готовится заявить о себе в рамках проекта по здоровьесберегающим технологиям. Высококлассные специалисты должны быть в форме, поэтому следующий шаг – это свой стадион.