фото Вес одного изделия от 300 до 500 граммов. Это значит, что пятым хлебозаводом накануне праздника было изготовлено около 43 тысяч куличей. Учитывая, что средняя цена кулича 20 рублей, хлебозавод должен был получить 860 тысяч рублей выручки от реализации этой продукции. Однако, как в любом деле, здесь тоже есть доля риска. Срок годности кулича пять дней, и производить их начинают в среду, чтобы к Пасхе продукт не потерял свежесть. Понятно, что спрос на куличи после праздника резко упадет, и нереализованная продукция вернется производителю. Риск переоценить рынок есть, но, как сообщил директор хлебозавода №5 Владимир Алтухов, в последние годы прослеживается явная тенденция увеличения спроса на куличи. На заводе это объясняют чисто мирской причиной - ростом покупательной способности населения. Но не отвергают и духовных мотивов. Как отметил директор, то, что продукция поступает уже освященной, - это хороший стимул для потребителя, так как не каждый православный из-за недуга или по другим причинам имеет возможность посетить храм и освятить куличи там. Массовое освящение куличей практикуется в Удмуртии пятый год. На 5-м хлебозаводе обычно его проводят священники из собора Александра Невского. Нынче традицию не нарушили - на предприятие приехал отец Сергий. В тот же день, 23 апреля, свежеосвященные куличи поступили в торговые сети на реализацию. Надо отметить, что цены на пасхальные лакомства в Ижевске близки к столичным. Самый ходовой товар – яйцо - в магазинах Москвы стоит в среднем 40-45 рублей за десяток, тогда как у нас предпраздничная цена за десяток держалась на уровне 43 рублей. А вот по размаху празднования Ижевск уступает. По словам руководителя департамента потребительского рынка и услуг Москвы Владимира Малышкова, к празднику в Москве было приготовлено более двух миллионов куличей общим весом более тысячи тонн и закуплено почти пятнадцать миллионов яиц. В Москве в продажу выпущены куличи по 18, 15 и даже 12 рублей за штуку. По словам г-на Малышкова, есть и куличи «большие, похожие на торты». Стоимость такого лакомства несколько сотен рублей. Подобные куличи класса «премиум» в этом году выпустили и в столице Удмуртии. По размеру такой кулич меньше, чем торт, но зато глазуревые украшения ручной работы кондитеров, красивая обертка и солидный вес. Цена самых дорогих куличей в Ижевске немногим больше 70 рублей, в то время как обычные куличи в торговых сетях города продавались не дороже 40 рублей. Но активнее всего к Пасхе готовились в храмах. Перед воскресным праздничным богослужением свой вполне светский комментарий о том, как меняется российское общество, в интервью «Российской газете» дал главный иерарх Русской Православной Церкви Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. «Уходит в прошлое период «опьянения свободой, – заявил Алексий II. - Может быть, медленнее, чем хотелось бы, но мы возвращаемся к своим традициям. […] Для России преемственность власти всегда была важнейшим условием стабильного развития страны. […] В начале 90-х годов прошлого века мы видели, с каким недоверием и апатией общество, находясь под гнетом тяжелой экономической ситуации, социальных трудностей, относилось к политическому курсу государства. С тех пор в стране многое изменилось к лучшему. Большой вклад в этот процесс внес Владимир Владимирович Путин». «Плохие ельцинские, хорошие путинские» - такая оценка главы РПЦ вполне закономерна. Оставаясь номинально светским государством, Российская Федерация в последние годы оказывает все большую поддержку Русской Православной Церкви. Логика тут простая: Россия – страна особенная, со своими традициями, своей непростой историей, поэтому, как другие страны с менее сложной судьбой, жить не сможем: у нас и демократия «суверенная», и государство с признаками самодержавия. Чиновников самых высоких рангов частенько показывают со свечами в руках, а в строительство храмов вкладываются колоссальные средства. Для политического режима с серьезными признаками авторитарности возрождение формулы первой половины позапрошлого века: «Православие, Самодержавие, Народность» не выглядит инородно. Как выразился выступавший перед студентами УдГУ накануне Пасхи преподаватель философии (а в прошлом известный в Удмуртии политик) Виталий Скрынник: «Люди поменяли свободу на порядок». И теперь, по его мнению, согласно западным нормам, наш политический режим относится к «формальной демократии», когда все демократические институты (выборы, свободные СМИ, независимые суды и т.д.) существуют лишь формально, а их действия определяются интересами правящего класса. В такой ситуации ожидать того, что Церковь будет реально отделена от государства, как прописано в Конституции РФ, не приходится. Русская Православная Церковь исторически имеет широкую практику успешного сосуществования с различными, в том числе и авторитарными, режимами. Принципы РПЦ отлично сочетаются с идеями сильной власти, и с точки зрения легитимизации любого политического режима помощь со стороны религиозных конфессий – один из самых эффективных методов воздействия на верующих граждан и избирателей. Именно этим некоторые эксперты объясняют причины государственной поддержки возрождения православных традиций. В Удмуртии дела епархии также активно поддерживаются правительством. Примером может служить возведение Свято-Михайловского собора – пока территория вокруг него и здание больше похожи на место для «тусовки», чем на храм. Когда службы нет, в храме больше «любопытствующих», чем прихожан. О «традициях и устоях», о которых так много и пафосно говорят в верхах, больше суеверное, чем верующее, население часто не знает – женщины приходят в коротких юбках и с непокрытой головой, мужчины стоят в головных уборах. А тем временем «престижная стройка», как окрестили журналисты собор на Красной горке, обошлась в сотни миллионов рублей. По факту Свято-Михайловский собор (а точнее, немного уменьшенная его копия) сегодня, в первую очередь, восстановленный архитектурный памятник, нацеленный на «повышение инвестиционной привлекательности региона», – как любит обосновывать свои стройки президент Удмуртии Александр Волков. И лишь во вторую - православный храм, направленный на возрождение духовности. Однако в праздничные для всех православных дни Свято-Михайловский собор, как и все остальные храмы, наполнен до отказа. Как сообщили в пресс-службе МВД УР, в минувшую Пасху в праздничных богослужениях в Ижевске приняло участие 8000 человек. Это почти половина от общего числа прихожан республики, посетивших в воскресенье храмы Удмуртии. Всего пришло в церкви примерно 20 тысяч человек. Милиции, как обычно бывает в Пасхальную ночь, пришлось усиливать патрули - дополнительно на улицы было выведено 500 сотрудников МВД. Не могли не отметиться в такой день и представители республиканских и городских властей. Так, глава муниципального образования «город Ижевск» Виктор Балакин и глава администрации г. Ижевска Александр Ушаков присоединись к многочисленным поздравлениям Архиепископа Ижевского и Удмуртского Николая с Пасхой. В своем открытом письме «отцы города» признались, что идеи добра и милосердия, которые проповедует Православная Церковь, придают этим чиновникам сил и вдохновляют их на решение важных задач на благо города.