фото Немного теории и практики
- Ольга, расскажите, как в Удмуртии появились альпинисты?

- Не так давно Федерация альпинизма и скалолазания Удмуртии отметила свое 40-летие. На торжестве собралось человек 400 представителей нескольких поколений альпинистов, в основном жители Ижевска. По рассказам ветеранов, появлению альпинистов в столице Удмуртии республика обязана системе распределения молодых специалистов в СССР. Так на один из заводов прибыл молодой в то время человек Станислав Александров, который и заразил своей любовью к горам других, став руководителем городского турклуба. Постепенно стали появляться альпинистские секции. И до перестроечных времен эта система активно работала. Было много высокоспортивных восхождений. Потом наступили кризисные девяностые, и об альпинизме забыли, секции развалились. Этот провал ощущается и сейчас. В мае 2008 года должен был реализоваться проект Федерации альпинизма и скалолазания «Удмуртская команда на одной из высочайших вершин мира», посвящённый 450-летию добровольного присоединения Удмуртии к Российскому государству. Была написана хорошая программа, даже нашлись деньги на её осуществление, но что-то не сложилось… Видимо, не нашлись спортсмены, способные реализовать этот проект. Конечно, есть «старички», которые уже покорили свои вершины, и сейчас им это неинтересно, а молодёжь ещё не подросла. Они тренируются, но опыта ещё нет.
- А где можно получить необходимую подготовку, для того чтобы покорять горы?
- Сейчас можно заняться альпинизмом, ледолазанием и скалолазанием в городе. Круглогодично работает площадка в центре - Водонапорная башня. Все желающие, независимо от возраста, могут записаться в секцию по скалолазанию (подробности есть на сайте: www.extreme.udm.ru). Конечно, нам ещё далеко до столичных городов, где скалодромов почти столько же, сколько залов для финтеса, и они так же доступны всем желающим, да и в техническом плане мы отстали. Но вот в прошлые выходные открылся новый скалодром в школе № 34. Новые стенды построены силами и на средства самих скалолазов. Это рельефная стена и потолок на весь спортивный зал. В эти же дни там прошёл чемпионат Ижевска по скалолазанию на трудность.
Непокорённый Монблан
- Разговоры о том, что девушка из Удмуртии в марте чуть-чуть не дошла до вершины Монблана, уже разошлись по Ижевску. Как известно, настоящий альпинизм - удовольствие не из дешёвых. Во сколько обошлось покорение Монблана?
- Вместе с визами, дорогой и проживанием (7 дней) вышло чуть больше 35 тысяч рублей плюс специальный полис страхования (без него в горы не выпустят), карманные деньги и оплата питания.
- Расскажите о своей команде.
- Нас было 12 россиян - 9 мужчин и 3 девушки, имеющие альпинистский опыт.
- Ощутимый перевес сильного пола. Как вели себя мужчины в горах, есть ли у них предубеждение по поводу скалолазок?
- Если в связке идут мужчина и женщина, то, говорят, первым идёт мужик, он провешивает все верёвки, а «тётка» - на всё готовенькое. Но на самом деле это не так, всё зависит от опыта. В начале восхождения на Монблан каждый шёл с индивидуальной страховкой, на ледовых полях с трещинами и на самом вершинном гребне шли в связках с попеременной сменой лидера. Я считаю, что в горы всегда ходят только хорошие люди. Даже если в горы поднимается человек со сложным характером, то горы его меняют в лучшую сторону. В горах все расположены к общению.
- Были ли бытовые трудности при восхождении?
- Мы пошли на Монблан в первый раз, из клуба Уральского высокогорного клуба «Горец» на эту вершину ещё никто не поднимался. Собрали информацию о Монблане из разных источников, которая нас просто расслабила. По всем сведениям, до 2372 метров, где расположен приют «Орлиное гнездо», поднимается трамвайчик, дальше проходит провешенный тросами путь, до следующей хижины. Это нас успокоило, мы решили, что восхождение окажется лёгким. Оказалось – нет. На путь до вершины ушло три дня, на спуск - два. Доехали на фуникулёре до Бельвю, обнаружили наличие рельсов и расписания. Француженка из придорожного станционного здания сказала, что поезда ходят. Кругом туман, снежные красоты природы. Смотрим в одну сторону - рельсы есть, смотрим в другую сторону - рельсы есть, но уходят в снежный сугроб – тупик. Подумали и дружно решили, что, наверное, нам в ту сторону, где тупика нет. Где конкретно находится Монблан, в какой стороне, мы засомневались. Решили позвонить Наташе, гиду, которая нас встречала и организовала проживание в студиях (так в Альпах называют однокомнатные квартиры на несколько туристов), она не смогла ничем помочь. Пришлось звонить альпинистам в Екатеринбург, которые объяснили, что придётся идти пешком, так как дорогу зимой заносит. Так начался наш маршрут. Шли по следам, которые уходили в очень маленький лаз в снегу, но ничего не заподозрив, прошли мимо. Идём: следов нет, склон становится всё круче, уже и ногу уверенно не поставишь. Решили вернуться к проёму в снегу и посмотреть. Протолкнули первого участника в эту щель. «Ребята! Тут такой туннель», - крикнул нам оттуда, и все участники спустились в обширный туннель. Добрались до первой хижины «Орлиное гнездо», но она была закрыта железными щитами от непогоды. Пришлось ставить палатку, к слову, эта была единственная ночь, когда наша команда спала в палатке. Восхождение было организовано по классическому маршруту из Шамони, со стороны Франции. На протяжении всего маршрута стоят основательные дома из камня, которые вполне можно назвать отелями. Зимой они все открыты и работают бесплатно, естественно, без обслуживающего персонала.
- Двери нараспашку - заходи кто хочешь?
- Да. Шамони – Мекка альпинизма, однако зимний Монблан всех отпугивает. Летом, когда массовый наплыв туристов, всё это платно. В марте, кроме нас, там никого не было, только ближе к скальному взлёту Монблана встретили поляков на спуске. Они-то и предупредили об очень сильном ветре. Многие из нас поморозились во время восхождения. Пятеро участников нашей экспедиции приняли решение подниматься, остальные - спускаться.
- Когда вы поняли, что в этот раз Монблан покорить не удастся?
- Буквально в 100 метрах до вершины. Не было специального снаряжения, с помощью которого можно было бы организовать самостраховку в снегу. Меня многие друзья спрашивают, чего мы испугались, закрепились бы с помощью ледоруба, ничего бы не случилось… Но я видела ситуации, когда ледоруб, вогнанный по самый клювик в снег, вылетал, как ракета. Я против такого подхода. Считаю, что альпинизм - это не экстремальный вид спорта, потому что ты должен просчитать свой маршрут, организовать надёжную страховку, чтобы никаких неожиданностей не возникло. На Монблане был такой шквальный ветер и острый предвершинный гребень, что если бы один сорвался, то утянул бы всю связку за собой.
- Осталось желание покорить вершину?
- Да, и сделать это непременно зимой, когда это наиболее сложно.
Чёрный альпинист и Снежный барс
- Бывает ли страшно альпинистам?
- Страх возможен лишь тогда, когда тебе что-то неподконтрольно. Например, никто не застрахован от внезапных остановки сердца или отёка легких на больших высотах, да и просто гипоксии. Даже тренированный спортсмен не может поручиться за свой организм. Это тот самый момент, который ты не сможешь проконтролировать. А на высоте 7-8 тысяч метров нет никакой возможности отлежаться и восстановиться, это только пагубно сказывается на организме, и, как правило, транспортировать вниз больного очень рискованно, а трупы не спускают. Именно такой страх где-то на подсознательном уровне есть.
- Какие байки рассказывают друг другу альпинисты?
- Самая распространённая - про «чёрного альпиниста». Ночью в палатке на простых маршрутах, когда хочется нагнать страх на молодёжь, рассказывают байку по такой схеме: «Шли они в связке вдвоём. Он и она. Она его страховала, но не смогла удержать. Он срывается и погибает. И вот он теперь ходит и ищет её». Пол «чёрного альпиниста» может варьироваться от ситуации, кого именно надо напугать - девушку или юношу. Почему альпинисты всегда спят головой к выходу из палатки? Потому что «чёрный альпинист» увидит, что это не его девушка, и уйдёт. На самом же деле, мы так спим потому, что если обрушится лавина или занесёт снегом, то всегда есть возможность вылезти через вход на воздух. Ещё в альплагерях новичкам организуют посвящение. Делают термоядерный коктейль на основе спирта, из более опытных выбирают царь-гору, которого обвешивают всей альпинистской амуницией, и новичок должен пройти полосу препятствия.
- Ольга, существует ли какая-то вершина, после покорения которой можно сказать: я - состоявшийся альпинист?
- Вершин очень много. В бывшем СССР - 7 вершин высотой в семь тысяч метров. Самый сложный из них - пик Победы, очень коварный. Многие поднимаются, но бывают случаи со смертельным исходом. Если ты сходишь на все эти семь вершин, то тебе дают звание «Снежный барс». Начали его присваивать с 1967 года. В России и бывшем СССР всего девять женщин - «Снежных барсов». Из всего этого списка у меня пока только одна вершина.
- Нам, жителям Удмуртии, будет приятно, если десятым «Снежным барсом» станет наша землячка. Желаем удачи!