фото «Каждая выставка для меня очень сложный экзамен. Я очень чувствительно отношусь к реакции зрителей. Но все равно, когда все раны от прошлой выставки зарастают, хочется показать людям свои работы. Кто-то воспринимает глазами, а мне бы хотелось, чтобы зрители воспринимали сердцем. Меня часто спрашивают, творец я или человек? Прежде всего, я человек нормальный, радостный и здоровый, а творчество - это мой крест», - говорит художница. В Глазове Светлана Лузина известна как педагог-новатор и интересно мыслящий мастер современной живописи. «Мы получаем именно то, что заслуживаем, - так считает автор выставки. - Искусство грядущего, Нового Века - искусство удара и шока – изменит нас, а с нами изменится и наш мир». В ее творчестве соединились духовность Средней Азии и опыт современного искусства Запада, картины парадоксальны и порой напоминают видения, где слиты воедино воспоминания о прошлом и представления о будущем. Абсолютные свет и темнота, женское и мужское начало, философия и красота слились в симфонию жизни. «Портрет единицы света с живыми тенями», «Три древа познания мудрости», «Ангельское любопытство» - вот несколько названий экспонируемых картин. Чтобы зритель не заблудился в изображенных на картинах символах, каждую из них сопровождает аннотация. Так, сосна - это символ духовной ясности и очищения, а дерево – символ развития, символ мироздания. «Выставка познавательная, а работы очень интересные. По картинам можно сразу сказать - человек долгое время жил в азиатских странах. Весь свет, вся глубина красок оттуда, из Азии, а какой контраст цвета! Восток – регион интересный и сложный, что отразилось в работах художницы. Особо выделю работы Лузиной, выполненные в реалистичной манере. Очень мощный южный синий цвет, смотришь и погружаешься в восточную ночь в конце августа. От себя хочу попросить художницу не изменять реализму и работать в этой манере», - говорит Аркадий Соболев, член республиканского творческого объединения художников имени Н.А. Косолапова. Действительно, художница родилась в Таджикистане, в семье геологов, наверное, поэтому публика часто сравнивает ее картины с творчеством всемирно известного художника, ученого, мыслителя, писателя, поэта, общественного деятеля и путешественника XX века Николая Рериха. «Отцовский Алтай с кристально-чистыми горными реками, дедовский Урал с буйством изумрудной зелени и, наконец, сахарные вершины Памира, пропитанные алым полыханием тюльпанов, золотом солнца, - стали тремя горными пиками, выстрогавшими меня, создавшими творческий стержень будущей профессии», - говорит Светлана Лузина. Она относит себя к поколению русских, которые ассимилировались в Азии, но не растеряли русское в душе.
О прошлом и будущем
Есть период в жизни художницы, о котором она предпочитает не говорить, а ее близкие друзья переходят на шепот. Вспышка национальной войны в родном Душанбе заставила покинуть семью Лузиной Таджикистан. Это период, когда она рисовала такие сюжеты, что у критиков из Москвы «кишки заворачивало». Это время не любит вспоминать художница, тогда она и ее семья носили ярлык «беженцы» и прибыли из бывшей союзной республики Таджикистан в Глазов. «Слава Богу, этот период завершился, все, что было, нашло свое воплощение в картинах. Все улеглось, осело. У меня появилось самое главное - мои ученики», - говорит она. Светлана Лузина работает в Учебно-производственном центре ДПИ. Является организатором клубного объединения «Открой в себе художника», преподает курс по изобразительному искусству для старшего поколения глазовчан. Более 15 лет она руководит курсами по рисунку, живописи, композиции, готовит выпускников художественных школ к экзаменам по художественным специальностям. Плодотворная творческая работа дает отличные результаты: более 100 воспитанников Светланы Борисовны стали студентами лучших вузов страны по специальностям «искусство» и «архитектура». «Светлана Борисовна – самый лучший учитель, такого на земле больше нет. Она не только учит нас рисовать, но и жить. Мы чувствуем, что мы, ученики, - это ее мысли и чувства», - говорит Екатерина, ученица Лузиной. Выставка будет работать в течение месяца. Вход свободный.
Справка
Три из 17 персональных выставок Светланы Лузиной проходили в Москве. Художница награждена медалью «Лауреат Всероссийского Выставочного центра». Правительство Москвы вручило ей благодарственное письмо за участие в благотворительной выставке-акции «Новый ренессанс», проходившей в рамках Первого Международного фестиваля искусств «Славянский мост». В числе 60 работ других художников ее картины были переданы в дар народу Сербии.

ИГРЫ МОЛОДЫХ
«Истории, время, люди, вещи и, конечно же, гигабайты информации. Четкая система. Причина – следствие. И среди этого всего ТЫ со своим иррациональным. Видишь? Космосы. Космосы. Космосы. Радиопомехи, низкочастотные звуки и картинки. Слышишь?» - обращаются с вопросом к зрителям организаторы выставки «ИГРА В АССОЦИАЦИИ (или энтропия растет)».

Презентация молодежного проекта состоялась в прошлую пятницу, 4 апреля, в малом зале Выставочного центра «ГАлереЯ». «Ребята пришли к нам со своим проектом. Особо отмечу, что это был целостный, законченный проект. До этого молодежь обращалась к нам с сыроватыми и незаконченными идеями. Мы решили его поддержать и предоставить площадку», - говорит замдиректора ВЦ «ГАлереЯ» Галина Тарануха. Студенты вузов оказались настолько плодовитыми, что едва хватило места для всех фоторабот, задуманных перформансов и музыкальных опусов, а зрителям приходилось толкаться, чтобы рассмотреть всю экспозицию. Среди фотографий есть работы, которые просто завораживают. Возникают вопросы: почему фотограф выбрал именно этот сюжет и почему он нажимает на спуск фотоаппарата именно в эту долю секунды. Какова природа той магической связи, которая возникает между художником и объектом съемки, тем напряжением времени и пространства, которое изумляет сначала фотографа, а потом и зрителей, заставляя остановиться перед снимком, не пробежать, а запомнить, почувствовать и задуматься. По композиции фотографии не очень загружены, но хочется их рассматривать долго и пристально. На презентации к размышлениям располагала электронная музыка аудиоальбома Стаса Абрамова «Я друг», идеально звучащая в этом контексте. «Вокруг нас существует огромное количество звуков и визуальных объектов, которые в определенные моменты складываются в совершенно неописуемую по своей красоте картинку. Подобные состояния можно назвать бессловесной ясностью ну или же просто волшебством», - объясняет куратор выставки Алексей Никитин. У фоторабот нет названий, и этому тоже есть свое объяснение. «Вообще говоря, если бы был какой-то способ словами объяснить хоть что-нибудь, то вряд ли бы потребовалось проводить подобную выставку. Слова – это всего лишь способ коммуникации. Они нужны там, где начинается общество. Для понимания себя и того, что вокруг, не требуется слов. От них возникает бинаризм. Двоичность. И картинка теряет цвет. Если отбросить анализирующий интеллект и просто воспринимать, то бытие открывается тебе тысячей тайн, бытие врывается в тебя. Это иррациональное, этот бескрайний космос, это внутри, это и есть ты. Наслаждайся. Ощущай то, как ощущаешь», - заявляют организаторы. На вопрос, а при чем тут энтропия, устроители выставки отвечают так: «Энтропия - это мера неупорядоченности системы. Дело в том, что в процессе поиска какой-то словесной понятности мы пришли к тому, что совсем не можем обобщить то, что делаем. Поэтому пусть все остается в том первоначальном хаосе, в котором и рождались эти работы. В конце концов, только хаос может родить упорядоченность». Большая часть приходящих на выставку - молодые люди, столь же экстраординарные, как и сами авторы работ. Студентки Галя и Елена, участники перформанса и воплощавшие на выставке образы яркой романтической девушки и ее монохромной противоположности, рассказали, что на выставку пришли в основном их друзья, которые, кроме слов поддержки, выступали и с критикой. «Что именно им не понравилось, мы не скажем, но организаторы это обязательно учтут», - кокетливо заявили собеседницы.
P.s.
17 апреля состоится распродажа экспонируемых работ. Заявленная стоимость - от 30 до 50 рублей.