фото «Дозор» в теории
В июне этого года «DоzoR» отметит 3 года. Впервые игра была запущена в Санкт-Петербурге 11 июня 2005 года. И, согласно информации на официальном сайте «Дозора», никакого отношения к фильму с таким же названием она не имеет. Название игры было продиктовано временем суток – в «Дозор» играют по ночам - и эмоциями, которые рождало само слово «дозор» у создателя игры Жука Алеся. Сегодня уже 140 городов России и ближнего зарубежья каждую неделю уходят в «Дозор» по ночам. Ижевский «Дозор» выходит в город с ноября 2006 года. Как объясняет организатор нашего «Дозора» Максим Полов, когда-то он сам впервые сходил в «Дозор» в Нижнем Новгороде и решил, что игра должна появиться и в Удмуртии. «Возникла идея альтернативного времяпрепровождения для молодежи. Вместо баров и клубов можно вывести людей на городские улицы. Можно познакомить их с историей и географией родного города. А также хорошо и весело провести время с друзьями», - говорит Максим. В первой игре, которую провели в Ижевске, приняли участие 13 команд, подсчитать количество участников той самой игры сегодня уже очень сложно. Игра прижилась. Ночные погони по городу превратились в альтернативную реальность для участников «DоzoRa». Сегодня в среднем в каждый ночной «Дозор» выходят порядка 300 человек. Если на начальном этапе развития «Дозора» в Ижевске организаторы писали сценарий игры, то сегодня команды хотят реализовать свой творческий потенциал и пишут сценарии самостоятельно, по очереди готовят игры. Сам сценарий игры может быть задуман на основе фильма или художественного произведения. «Как-то раз была игра по мотивам «Мастера и Маргариты», - рассказывает Максим Полов. Перед игрой «дозорные» знакомятся с легендой, которая вводит участников в суть предстоящей игры, как бы объясняя, за кем и за чем вообще погоня по городу.
Классический и облегченный
Существует два типа игры в «Дозор» - «Классик» и «Лайт». Тип «Дозора» «Лайт» появился позднее как упрощенный вариант игры. «DоzoR Сlassic» - это как минимум 10 уровней, то есть 10 заданий, плюс сквозные, штабные и полевые задания, количество участников команды не ограничено, задания приходят только через Интернет. Играют в «Классик», как правило, с 9 вечера и до 6-7 утра. Иногда дольше – утро понятие растяжимое. Взнос на игру с команды составляет 3 тыс. 500 рублей. Вариант «Lite» предполагает одну машину – один экипаж, следовательно, максимальное количество игроков – 5 человек. Задания команда получает посредством мобильной связи. Число уровней - от 5 до 7. Длительность игры - с девяти вечера и до часу ночи. Взнос на игру в облегченном варианте так же меньше - всего 700 рублей с команды. Заданий в «Лайте» не только меньше, но и сами головоломки попроще. Дозоры «Классик» и «Лайт» чередуют. Одну неделю играют большую игру, другую неделю - вариант «Лайт».
Кто в «Дозоре»
Возраст игроков фактически не ограничен и колеблется от 18 до 45 лет. Однако принимают участие в играх и семейные пары с детьми. Роль в «Дозоре» каждый может выбрать по себе. Не хочешь бегать по улицам, садись в штаб и разгадывай задания, нравится координировать действия – берешь карту и рассылаешь экипажи по городу, определяешь адрес и маршрут движения. Кто-то любит побегать – тогда фонарь в руки и вперед искать коды. В «Дозор» ходят в основном молодые люди, но девушек ненамного меньше. По словам организаторов, в «Дозоре» уже успели образоваться «дозорные пары». Нельзя четко определить и финансовое благосостояние участников «Дозора» - играть приходят и студенты, и весьма обеспеченные люди. Год «дозорных» делится на сезоны. Закрытие каждого игрового сезона заканчивается вечеринкой. Неделя отдыха и новый сезон. Сегодня «Ночной дозор» Ижевска - динамично развивающийся проект. Существует группа продвижения «Дозора»: размещается реклама в печатных СМИ и в Интернете, распространяются по городу флаеры. И все-таки основным источником информации об игре в Ижевске стало так называемое «сарафанное радио». Поиграли, понравилось, поделились впечатлениями от игры со своими знакомыми, привели на игру друзей. В перспективе, как обещают организаторы, планируется несколько «дозорных» направлений - от студенческого, демократичного, варианта до «VIP-дозора» для дозорных с уровнем дохода выше среднего, кто может заказать игру в качестве подарка. Подобный прецедент уже имел место в Казани: молодой человек заказал сценарий и игру в подарок для своей девушки.
«Дозор» на практике
Любой «Дозор» начинается с брифинга, на котором все участники игры заполняют соглашение, где обязуются нести ответственность за свою жизнь и здоровье, не нарушать правила дорожного движения и прочее, прочее, прочее. Как ни крути, а доля риска в гонках по городу присутствует, поэтому каждый должен осознавать, что он в ответе за себя и за тех, кто с ним в команде. Все члены команды расписываются в соглашении и оставляют свои контакты. К счастью, данный документ пока ни разу не пригодился. Затем организатор сообщает некоторые детали предстоящей охоты, а с легендой и темой игры участники ознакомлены заранее. В данном случае предстояла охота на «Дрянского ежа». «Дрянский еж, на которого охотимся, выглядит так, - организатор показал рисунок, - метки красной или желтой краской». «Понадобятся ежовые рукавицы. Рукавицами придется брать в руки нечто живое», - поступали инструкции. «Все страньше и страньше», - как любила говорить Алиса из книжек Льюиса Кэрролла. Закончился брифинг сообщением о том, что на одном из объектов код опасности «3», поэтому командам необходимо соблюдать инструкцию. «Пожалуйста, не рвитесь туда все. Заходите максимум по двое. Там, где написано соблюдать тишину, соблюдаем тишину, ведем себя корректно, вежливо, соблюдаем инструкцию, даем поиграть другим». Мне предстояло поиграть с командой «Русо Туристо». Игра «Дозор Лайт», 19 команд-участниц. В 9 вечера пришло первое задание: «Труба зовет! ПетроПавел объявил Объектом № 1 всеми гонимого Ежа. Пластилин Мира поКраснел, выстроил всю армию охотников в количестве 76 и напомнил, что им пригодится кусок пластика и кодовая фраза «Еж, тебе понятно?». Возможно, ежу и было понятно, куда его позвала труба. Пока я пыталась понять, кто кого куда позвал и кто такой ПетроПавел, «Русо Туристо» успели сообразить, что «Объект № 1» - название магазина, расположенного на перекрестке улиц Красноармейской и Чугуевского. Доехать до этого самого магазина, позвонить с трубы (таксофона, вот для чего нужна была пластиковая карточка) по номеру, указанному на ней, и произнести фразу «Еж, тебе все понятно?». Команда получила первую часть кода. Поиски второй части кода привели на Заречное шоссе, где в подвале заброшенного дома «дозорных» поджидала мертвая козлиная (без шуток) голова. На рогах мертвого козла обнаружилась еще часть кодировки. В поисках дальнейших ключей пришлось посетить улицу Молодогвардейскую, Ключевой поселок, где на «Бетонной радуге» (полукруглой бетонной арке) команда нашла еще часть кода. На ул. Барышникова потребовались ежовые рукавицы, пришлось взять (поднять на руки) в ежовые рукавицы одного из игроков и донести его до стрельбища. Хотя в данном случае рукавицы были скорее атрибутом и не играли никакой особой роли в выполнении задания. Вторая часть задания состояла в следующем: участники команды пытались попасть в нарисованного ежа из пневматического пистолета. Отстрелялись успешно. В результате вот таких гонок по городу, а все задания выполняются на время, победителем становится та команда, которая быстрее всех справится со всеми квэстами. В «Охоте на Дрянского ежа» лучшими стали «Русо Туристо». Из погони за «ежом» особо запомнился момент в поселке Ключевом: ошарашенные внезапным появлением «дозорных», граждане спрашивали: «Вы из ФСБ, да?». Но «дозорные» им не отвечали, было не до того, они быстро находили код и уносились на следующее задание. Надо было торопиться. Последний вопрос, который интересовал меня как человека, испытавшего на себе все прелести гонок за «ежом», касался отношения работников ГИБДД к «дозорным» и их лихой езде. Однако, как говорят сами ребята, с ГИБДД отношения пока самые радужные. Стражи порядка с пониманием относятся к «дозорным». И если останавливают для проверки документов, то быстро отпускают, услышав, что столкнулись с участниками «Дозора». Нет нарушений правил - нет проблем, при случае могут подсказать дорогу, если возникнет такая необходимость. От себя лично могу добавить следующее: игра заставляет пошевелить мозгами и ногами. Посмотреть на родной город с другого ракурса (задания для команд оставляют в таких местах, куда не ступает нога среднестатистического горожанина, - заброшенные дома, склады и т.п.) и, действительно, познакомиться с географией города. Стиль одежды – «чем хуже, тем лучше», униформа «дозорного» должна быть удобной и функциональной, в том смысле, чтоб и в овраг провалиться не жалко было, и на крышу вскарабкаться позволяла.