В рейтинге ненадежных товаров обувь занимает третье место, уступая только бытовой технике и сотовым телефонам. По этим трем «призовым» позициям в Ижевске в Управление по защите прав потребителей поступает более 800 жалоб в год. Причем за последние несколько лет их стало больше чуть ли не вдвое. Если в 2004 году общее число обратившихся в управление составило 910 человек, то по результатам 2007 года жалоб было уже 1429. Такая тенденция, по словам начальника Управления по защите прав потребителей Администрации г. Ижевска Александра Ведерникова, говорит, конечно, не об ухудшении качества товаров. Просто люди стали чаще отстаивать свои права. Но конфликт между продавцом и покупателем возникает не всегда. Зачастую проблему с некачественным товаром можно решить мирным путем. Если в течение гарантийного срока или срока годности изделия вы обнаружили дефекты в нём, то по закону имеете право не только вернуть или обменять товар на другой того же вида, но и потребовать соразмерного снижения стоимости, а также полного возмещения убытков, понесенных вследствие использования этого товара. Если же обувь испорчена по вашей вине и необходим гарантийный ремонт, учтите, что, согласно принятым в октябре прошлого года поправкам к закону о правах потребителя, срок гарантийного ремонта не может превышать 45 дней (раньше ограничений не было). Причем заявление продавца о том, что ремонт затягивается по причине отсутствия необходимых материалов, не может служить основанием для продления ремонта. В этом случае вы смело можете требовать замены. Кроме того, даже если обувь не имеет дефектов, вы можете поменять её на товар той же модели (артикула) в том случае, если она не устроила вас по цвету, размеру или каким-либо другим причинам. Конечно, продавцу невыгодно принимать обувь обратно. Нередко магазины вообще отказываются возвращать деньги или заменять товар, аргументируя это тем, что обувь была испорчена по вине покупателя. Если вам отказали, вы можете в письменной форме потребовать заменить товар или вернуть деньги, а также провести экспертизу, которая определит причину возникновения дефекта. Претензию надо писать в двух экземплярах, один из которых вы оставляете продавцу, а на втором, который остается у вас, должна стоять подпись работника магазина. Каждая претензия имеет свои сроки удовлетворения. Так, например, в случае заявления требования о замене товара срок, отведенный вашим контрагентам, составляет 7 дней, а в случае проведения дополнительной проверки качества - до 20 дней, тогда как требование о возврате уплаченной за товар денежной суммы (при отказе потребителя от исполнения договора) подлежит удовлетворению в 10-дневный срок. В крайнем случае, если с исполнением требований тянут, вы можете подать исковое заявление. Но на практике до суда дело доходит редко. Так, например, в прошлом году было подано всего 348 исков, в то время как без суда, но с вмешательством Управления по защите прав потребителей, дело разрешилось в 906 случаях.
Сергей ЧАЗОВ

Служба информации по вопросам прав потребителей «Инфотека» появилась не так давно, но уже приобрела довольно широкую популярность. В 2007 году было дано 30 724 консультации.
«Инфотека» дает не только правовые консультации: можно получить информацию и в том случае, если вы уже присмотрели себе товар, но репутация фирмы вызывает у вас сомнения. Хотя полная статистика о недобросовестных продавцах является «служебной», а значит, закрытой, вам могут выдать справку о благонадежности конкретной организации, в том числе о жалобах и прецедентах судебных разбирательств. Нередко единственным способом разрешения конфликта продавца и покупателя становится экспертиза. Согласно закону, в случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. Но при необходимости вы можете сделать это самостоятельно. В Ижевске есть ряд специализированных учреждений, проводящих экспертизы. Как сообщил нам директор одной из таких организаций, Городского бюро экспертизы товаров, Сергей Андреев, клиентов хватает. Каждый день обращается 6-8 человек. В основном приносят женскую обувь, так как она дороже мужской, имеет более сложную конструкцию и потому чаще ломается. По результатам экспертизы, проведение которой занимает обычно не больше нескольких часов, заказчик получает заключение, которое чаще всего и разрешает спор продавца и покупателя.
Обратиться с жалобой или получить бесплатную консультацию в Управлении по защите прав потребителей можно по телефону: 75-37-82 или по адресу: ул. Орджоникидзе, 25а. Режим работы приемной: понедельник - с 13.00 до 17.00, обед с 12.00 до 13.00 вторник - с 09.00 до 17.00, обед с 12.00 до 13.00 среда - неприемный день четверг - с 09.00 до 17.00, обед с 12.00 до 13.00 пятница - с 09.00 до 16.00, обед с 12.00 до 13.00 Кроме того, свой вопрос можно задать и в Интернет-приемной по адресу: http://www.izh.ru/izh/info/25570.html


Образец претензии при обнаружении недостатка в товаре
ООО «Степашка и К», г. Москва, ул. Тверская, 145 Руководителю (укажите полное наименование продавца и его адрес) от Иванова Ивана Ивановича, проживающего по адресу: г. Ижевск, Удмуртская Республика, ул. Удмуртская, д. ___, кв.____, тел. ___________ . ПРЕТЕНЗИЯ (ТРЕБОВАНИЕ) 15 января 2008 г. я приобрел в вашем магазине (наименование, марка товара), стоимостью _________ рублей. На (наименование, марка товара) был установлен гарантийный срок продолжительностью 12 месяцев. После _____ дней в (наименование, марка товара) обнаружена неисправность: __________________________________, вследствие чего я не могу пользоваться товаром. В соответствии со ст.18 Закона РФ «О защите прав потребителей», прошу заменить (наименование, марка товара) ненадлежащего качества на (наименование, марка товара) этой же модели и (или) артикула или на (наименование товара) другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены. В случае если будет принято решение о проведении проверки качества (дополнительной проверки качества, экспертизы), прошу заблаговременно письменно проинформировать меня о месте и времени ее проведения для реализации мной права участвовать при проведении проверки и (или) экспертизы товара. Или: В соответствии со ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», я отказываюсь от исполнения договора купли-продажи и требую вернуть полную стоимость товара ненадлежащего качества. Деньги перечислите на мой банковский счет № … в … (укажите наименование банка) … БИК, кор./счет № … (выдайте наличными). В случае если будет принято решение о проведении проверки качества (экспертизы), прошу заблаговременно письменно проинформировать меня о месте и времени ее проведения для реализации мной права участвовать при проведении проверки или экспертизы товара. Приложение: Копия чека Копия гарантийного талона Копия технического паспорта Документы, расчет убытков, документы, подтверждающие заключение договора займа/кредита (в случае приобретения товара за деньги, полученные в кредит у банка или иной организации). Дата: ________________________подпись