Газета №10 (0860) / 13 марта 2008 г.
ТАЙНА, ПОКРЫТАЯ МРАКОМ.
Взявшись осветить «историю вопроса» о том, почему удмуртские пенсионеры не получают к своим более чем скромным пенсиям так называемый «районный коэффициент» - 15 процентов, и накачав из Интернета порядка 35 страниц текстов и документов, я поняла, что вместо ясности для меня наступает всё более густой «туман», в котором без участия общественных экспертов (а эксперты по должности, как я убедилась, наоборот, всячески наводят тень на плетень) нам не обойтись. Поэтому данный текст – это, скорее, приглашение к широкой дискуссии. И если вы знаете (или думаете, что знаете) ответы на заданные здесь вопросы, звоните, пишите. Будем вместе искать истину.
Итак, 15 «уральских» процентов в качестве районного коэффициента к зарплате были введены Постановлением Совета министров СССР № 591 от 21 мая 1987 года «О введении районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, для которых они не установлены, на Урале и в производственных отраслях в северных и восточных районах Казахской ССР». А Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС № 403/20-155 от 2 июля 1987 года «О размерах и порядке применения районных коэффициентов…» конкретизировало, что для Удмуртии эта величина равна 15 процентам.
Аргументация для введения районных коэффициентов (от 2 до 1,15) состояла в том, чтобы закрепить рабсилу в районах с неблагоприятными климатическими условиями, поскольку демографы фиксировали миграцию населения с севера на юг и с востока на запад. Мол, холода и слякоть требуют дополнительных затрат на обогрев и питание. Вот и придумали власти такой «пряник».
Вопрос: индексировалась ли на этот коэффициент пенсия тех, кто уходил на заслуженный отдых до нулевых годов? Ответ на него помог бы отыскать тот переломный момент, когда эти проценты куда-то исчезли.
Для жителей районов Крайнего Севера, переезжавших с достижением пенсионного возраста «на материк», вопрос индексации пенсии с учетом «полярок» всегда был принципиально важен, потому что, проживая у теплого Азовского моря, было совсем не лишним получать пенсию размером со среднюю «на материке» зарплату.
Но тут им поставили заслон – коэффициент «2» государство оставило только для тех, кто с выходом на пенсию так и остался жить там, где работал.
Но вернемся к «уральским». Вот фрагмент бухгалтерского чата из 2005 года: бухгалтера пытаются найти нормативные акты, которые регулируют вопрос о районных коэффициентах. Был среди них некто, весьма осведомленный.
В ответ на панику о том, что «уральские», похоже, отдают на откуп главам субъектов РФ, он пишет: «Это не слухи. Это неверное изложение новой редакции Закона РФ от 19.02.1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
Статья 10. Районный коэффициент к заработной плате, пособиям, стипендиям и компенсациям. Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также базовой части трудовой пенсии, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно за счет средств бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов». То есть анонимный комментатор отметил, что правительство РАЗРЕШИЛО главам субъектов РФ увеличивать размер районного коэффициента.
В Удмуртии, насколько мне известно, власти не воспользовались этим правом, и действует всё та же величина – 15 процентов.
Вопрос: а кто (какой уровень бюджета) выплачивает сейчас этот коэффициент работникам бюджетной сферы Удмуртии?
Озадачилась я этим вопросом тогда, когда изучила целый ряд информационных писем Госкомтруда, где как раз перечислены величины районных надбавок к зарплате, установленные централизованно. Да, действительно, от 2 до 1,15. Но этот последний и самый низкий коэффициент отнесен к одной лишь Карелии. И никакой Удмуртии или иного региона там нет. То есть, надо полагать, ЦЕНТРАЛИЗОВАННО российское правительство уже давно избавилось от значительной части этой обузы и тихой сапой спустило две её трети на уровень регионов. Не зря же в Сети зарегистрированы два «всполоха» слухов о ликвидации «уральских» - в 1997 и 2005 годах. И напряженность эти «всполохи» регистрируют очень сильную – там выступают Магнитогорск, Челябинск, Свердловск. Видимо, побоялись сделать «чик-чик» в открытую. Но это – только версия.
Весной прошлого года мне же довелось писать об обращении ижевских пенсионеров (инициатива Майи Степановны Пермитиной) к депутатам Госсовета УР, чтобы те выступили с законодательной инициативой добавить 15 «уральских» процентов к ветеранским пенсиям. Тем более что часть удмуртских пенсионеров, по мнению Пермитиной, этот коэффициент получает – это те, кто имеет государственные пенсии по другому пенсионному закону («Ст. 112 Федерального закона № 340-1 от 20.11.1990 «О государственных пенсиях в РФ», - написано в обращении, - предусматривала увеличение размера пенсии на величину районного коэффициента».)
На мой вопрос, который я задала отказавшемуся назвать себя специалисту Ижевского отделения Пенсионного фонда: «Почему мне к пенсии не начислены 15 «уральских»?» - я получила вполне вроде бы вразумительный ответ: мол, районный коэффициент учтён в размере той зарплаты, от которой была посчитана базовая часть моей пенсии. То есть эта надбавка вошла плюсом в мою зарплату, вот вам и «надбавка». Логика тут вроде бы есть, но тогда возникает вопрос: почему «северные» (для тех, кто продолжает там жить) остаются и относительно пенсий, а не только в виде добавки к зарплате для расчета?
Сомнение вызвала и цифра, которую мне назвали в Государственной инспекции труда по УР – величина МРОТ в 2300 рублей установлена Федеральным законом № 82 в редакции 2007 года. И если это общероссийская величина, то каким образом в неё может входить региональный компонент (районный коэффициент) 15 «уральских» процентов? А именно так мне ответила Юлия Елькина, специалист инспекции: что 2000 - это МРОТ плюс 300 рублей (как 15-процентная надбавка). И она же назвала мне региональный закон № 92 «Об оплате труда в УР», который предусматривает эту надбавку к зарплате работников учреждений. Так, значит, всё-таки это уже не «российские», а «удмуртские» 15 процентов?
Наконец, заглянем в федеральный закон о трудовых пенсиях (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ). Глава IV. Размеры трудовых пенсий. Статья 14. Размеры трудовых пенсий по старости. Пункт 4, подпункт 4.1. Размер базовой части трудовой пенсии по старости лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, увеличивается на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в указанных районах (местностях).
Посмотрим, что говорит этот коварный закон о районном коэффициенте? Статьей 136 была внесена поправка в закон о государственных пенсиях, после чего по закону при переезде пенсия должна выплачиваться «без учета районного коэффициента». А в статье 137 достается закону о трудовых пенсиях. Здесь дана следующая редакция: «Размер базовой части трудовой пенсии по старости лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, увеличивается на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в указанных районах (местностях)».
Только вот Удмуртии опять почему-то нет в числе регионов, где районный коэффициент устанавливает Правительство РФ. Если у кого-то из читателей есть знакомые среди бухгалтеров, заставших «старые времена», то попробуйте узнать побольше о том, как все обстояло раньше. Потом сферу пенсионного законодательства, похоже, специально так усложнили и запутали, что толковать её можно как угодно. Главное, чтобы не в пользу людям.