По имеющимся у нас данным, в Ижевске в настоящее время таких домов насчитывается порядка полутора тысяч. В ряде регионов страны проведение конкурсов идет уже полным ходом, что позволяет нам присмотреться к чужому опыту. Сегодня мы публикуем (с небольшими сокращениями) статью руководителя общественной организации «Алтайская краевая ассоциация жилищного самоуправления» Константина Рогозина о ходе и итогах проведения таких конкурсов в г. Барнауле (источник – сайт Института «Коллективное действие» www.ikd.ru ). С 4 по 7 декабря 2007 г. состоялся конкурс по управлению многоквартирными домами, организованный муниципалитетом г. Барнаула. Это был первый случай, когда на конкурс были выставлены несколько тысяч домов. Правила проведения такого конкурса оговорены в Постановлении правительства 75 от 6 февраля 2006 г., причем следует отметить, что критерии отбора управляющих организаций, обозначенные в данном постановлении, носят исключительно экономический характер. То есть частные управляющие организации могут даже не иметь соответствующей лицензии или опыта работы. Наша организация, защищающая интересы потребителей коммунальных ресурсов и услуг, была изначально настроена критически и пыталась найти изъяны или нарушения законных прав и интересов наших граждан. Но мы пришли к выводу, что конкурс происходил в атмосфере абсолютной открытости и гласности. Все документы были доступны любому желающему и до сих пор лежат на муниципальном сайте в рубрике «Условия конкурса». Кроме того, вся информация в электронном виде беслатно сбрасывалась на съемные носители по первому требованию. Никто не задавал вопросов о том, кто вы и зачем вам нужна данная информация. В момент опубликования условий конкурса (19 октября 2007 г.) в 43 лотах была размещена конкурсная информация по 1674 домам. До дня проведения конкурса - 3 декабря 2007 г. - еще 272 дома (то есть более 16%) обратились в Комитет по ЖКХ г. Барнаула с заявлением, что они приняли или реализовали способ управления. И все они, подчеркиваю, все они, были исключены из лотов, в которых находились. В состав конкурсной комиссии вошли 14 чиновников органов местного самоуправления и два депутата Городской думы. Комиссия заседала почти всегда близкой к 100% явкой, решения принимались путем открытого голосования, каждый из его членов имел право высказать (и порой высказывал) свое, иногда и особое, мнение. 23 ноября прошла процедура вскрытия конвертов. Комиссией была зафиксирована ситуация наличия как 10 самих участников конкурса, так и документов, которые они подали. Комиссия взяла себе недельный срок для проверки соответствия претендентов условиям, предусмотренным законом. 29 ноября. Подписан и вывешен на сайте города Протокол 2 рассмотрения заявок. Из 10 претендентов четверо признаны соответствующими п. 15, 52 и 53 Правилcпроведения открытого конкурса. Основной причиной отказа в пяти случаях из шести являлось отсутствие оригинала выписки из Единого государственного реестра юридических лиц. Претенденты подали в пакете документов, в лучшем случае, заверенную выписку, а не оригинал, как того требуют условия конкурса. Еще одной причиной отказа стало нарушение пп. 6 п. 53 Правил о внесении залога на участие в конкурсе. Так, ООО «ЖЭК» вместо положенных 16287,44 руб. перечислило на 5 рублей и 40 копеек меньше. Последней причиной, по которой было снято ООО «Городская управляющая компания», является нарушение пп. 5 п. 53, гласящего о том, что кредиторская задолженность за последний отчетный период не должна превышать 70% от объема собственных средств. Она, исходя из представленных документов, оказалась 94,6%… Не было заявок на три лота. Еще 10 лотов были сняты с конкурса, поскольку участники, заявившие о своем желании взять в управление дома, были сняты с конкурса (по вышеназванным причинам). Кроме того, по шести лотам оказалось по одному реальному участнику. Поэтому управляющие компании «Свой дом» и «Родной Барнаул» были признаны единственными участниками, и им были высланы проекты договоров управления многоквартирными домами. Проекты данных договоров являются полной копией условий, помещенных в конкурсной документации. Мне казалось, что поскольку претендентов осталось всего четыре, причем никогда при торгах за один и тот же лот не встречаются более чем двое участников, то будут иметь место обязательно какие-то договоренности между ними. Город большой. Поднять все сложно. То есть дела хватит на всех. Участники вполне могли как-то между собой определиться. Я, например, этого муждусобойчика боялся больше всего… 4 декабря. День конкурса После регистрации и объявления о начале конкурса была зачитана информация о тех 272-х домах, в которых с момента объявления конкурса и до открытия конкурса было принято решение о принятии способа управления. У меня на руках был список по нескольким десяткам домов, составленный на основе обращений в нашу организацию трех частных и одной Муниципальной управляющей организации и одного ТСЖ, для того, чтобы я смог заявить протест по поводу незаконного их включения в лоты. Один из домов по улице Никитина, 74 (объект 77 лот 17) не прозвучал. И я, включив компьютер,cнабрал нижеприведенный текст: Председателю комитета по ЖКХ Адми нистрации МО г. Барнаула, Председателю комиссии по проведению открытого конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами Казакову А.В. ОБРАЩЕНИЕ. Уважаемый Александр Владимирович! Довожу до Вашего сведения, что многоквартирный дом по улице Никитина, 74 выполнил условия, предусмотренные пп. 1 п.1 Постановления 75, а именно 29 ноября 2007г. выбрал способ управления: Управляющая организация, которой выбрано МУП «Управляющая организация «Центральная». Данная информация была надлежащим образом доведена до Вас 3 декабря 2007г. Таким образом, в течение ближайших З-х месяцев данный дом не может быть выставлен на конкурс. Кроме того, был нарушен п. 40 раздела IV об извещении о проведении конкурса, гласящего о том, что «собственники помещений за 25 дней должны быть извещены о включении данного объекта в конкурс по отбору компании по управлению многоквартирным домом». Такая информация не была доведена до собственников дома, ее нет и до сих пор. На основании вышесказанного прошу исключить многоквартирный дом по адресу: Никитина, 74 (объект 77 лот 17) из конкурса. Данное заявление сделано на основании обращения собственников помещений данного дома. Президент АКОПКРУ «Краевая ассоциация жилищного самоуправления» К.И. Рогозин. Во время первого же технического перерыва я обратился с требованием об исключении этого дома из конкурса. Секретарь комиссии сразу пояснила: «Да, действительно, обращение от собственников дома и выбранной ими управляющей организации есть. Дом не прозвучал в перечне, озвученном перед началом конкурса, лишь по одной причине - по лоту 17 конкурс вообще проводиться не будет, поскольку ни один из оставшихся участников конкурса не внес его в свою заявку». Вопрос отпал сам собой. Но, естественно, если бы было иначе, мы пошли бы до конца. И у муниципалитета не было бы шанса по закону выиграть в этом споре. Дальше начались торги. Для всех участников есть обязательная программа – «Перечень обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, являющегося объектом конкурса». Для всех домов одной категории благоустройства устанавливался единый размер платы за текущее содержание общего имущества и за текущий ремонт общего имущества. Так, для благоустройства «Без лифта и мусоропровода» она составила соответственно 2,95 и 1,96 руб. за кв.м, что в сумме 4,91 рубля за кв.м, причем этот размер платежей уславливался одинаковым для собственников жилых и нежилых помещений. Но, чтобы выиграть в конкурсе, нужно было, кроме этого, назвать для каждого лота максимальную сумму в рублях, на которую должны предоставить дополнительные услуги, не повышая объема обязательных платежей собственников помещений домов, а затем не меньше чем на заявленную сумму выбрать из «Перечня дополнительных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, являющегося объектом конкурса» (Перечень 2), определенный набор услуг. Самыми «популярными» дополнительными работами и услугами оказались те, которые реально нельзя проверить, такие как: - полив тротуаров (3 раза в день в теплый период); - полив газонов (1 раз в двое суток в теплый период); - стрижка газонов (1 раз в месяц); - подрезка деревьев и кустов (3 раза в теплый период); - сбрасывание снега с крыш, сбивание сосулек (1 раз в месяц) - кратностью до 6 раз. Члены комиссии шутили: «Ну, на шестой раз, наверное, пойдут с зубной щеткой». Когда выбирались данные позиции, то шли: - подметание полов во всех помещениях общего пользования и их влажная уборка (6 раз в неделю); - мытье полов во всех помещениях общего пользования с применением щеток и моющих средств (2 раза в неделю); - мытье с применением моющих средств и протирка насухо дверных полотен, дверных и оконных переплетов, стекол панелей в помещениях общего пользования (2 раза в год). И только лишь потом шли позиции конкретной помощи собственникам помещений дома. Итоги конкурса «По итогам рассмотрения заявок на участие в конкурсе к конкурсу допущено 4 участника. Конкурс состоялся по 24 лотам (Протокол 3)». Общая стоимость дополнительных услуг, предложенных всеми победителями, составила 4 миллиарда 556 миллионов 539 тысяч 625 руб. 58 коп. Возникают вопросы - за что предложены такие конкретные цифры, насколько они реальны? До сих пор по этому поводу нет единого мнения. Некоторые члены комиссии при обсуждении между собой говорили, что «это блеф», другие, что «это здорово, люди будут в шоколаде», а некоторые заявляли, что нужно «ограничить последнее предложение, например, 100 000 000». Ясно одно, что у данных компаний таких денег нет. Они должны эти деньги привлечь и в течение обозначенного в договоре с муниципалитетом срока управления домами (1 год), выполняя условия договора, их заработать и вернуть. Возможно ли это? Мне показалось по тому, как вели себя победители, они знали, что делали и на что шли… Будет интересно, насколько сработают в случае невыполнения обязательств механизмы воздействия на них со стороны органов местного самоуправления и государственной власти. Пока для нашей «Краевой ассоциации жилищного самоуправления» ясно, что наибольшие требования могут предъявить к победителям не власть, а сами жители домов. Управляющие организации выиграли свое право управлять их домами в «честной борьбе» у своих конкурентов (т.е. не дали тем шанса управлять домами). Поэтому в случае неисполнения ими договорных обязательств жители могут пойти в суд с требованием возмещения утраченной выгоды и материального ущерба... Меня беспокоит в данный момент лишь один вопрос, что будет с теми тремя лотами и домами, в них входящими, которые не включит в свою заявку ни одна из управляющих организаций при проведении второго конкурса. Я имею в виду, конечно, самую старую, самую аварийную и самую изношенную часть жилого фонда. В соответствии с Постановлением 75, муниципалитетом должен быть через три месяца проведен еще один конкурс, а в случае неудачи - потом еще и еще, с постоянным подъемом цены в «Перечне обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме», до тех пор, как кто-нибудь не возьмется за это дело. То есть для самой незащищенной части нашего населения может появиться самая высокая цена за коммунальные услуги. И здесь нужно срочно что-то делать...