фото Следующий шаг к пополнению финансовых ресурсов Пенсионного фонда России (ПФР) - проведение комплекса различных иных мер, способствующих увеличению его доходов. Перечислим кратко наиболее существенные из них. Это отмена регрессивной шкалы взимания страховых взносов с работодателей и введение плоской шкалы, предусматривающей взимание платежей в одинаковом размере со всего заработка, или хотя бы значительное повышение рубежа заработка, с которого уплачиваются взносы в максимальном размере (например, до 30 или 50 тыс. руб. в месяц); компенсация за счет федерального бюджета потерь доходов в связи с установлением пониженных тарифов и льгот по уплате страховых взносов; введение дополнительного подоходного налога, взимаемого в повышенном размере со сверхдоходов, и использование средств этого налога для выплаты социальных пенсий; «подтягивание» страховых платежей для самозанятого населения (сейчас они в несколько раз ниже, чем для других застрахованных) и т.д. Особо следует отметить отсутствие в России эффективных мер борьбы с «черными» и «серыми» зарплатами, потеря доходов в связи с уклонением от уплаты страховых платежей по этой причине, по скромной оценке, составляет не менее 30% (примерно 400 млрд руб. в расчете на 2007 год). Кроме того, в России федеральный бюджет практически не дотирует фонд обязательного пенсионного страхования, хотя за счет доходов этого фонда в виде страховых взносов осуществляются расходы, которые обязано нести государство. К ним отнесены расходы, связанные с зачетом в страховой стаж всех нестраховых периодов (служба в Вооруженных Силах, МВД, ФСБ, МЧС и др.), выплатой повышенной части пенсии долгожителям и инвалидам 1 степени, досрочных пенсий по старости без взимания дополнительных страховых взносов и т.д. (приблизительная оценка обязательной дотации - около 20% фонда ПФР). Все подобные расходы необходимо возложить на федеральный бюджет. В результате осуществления всех указанных мероприятий доходы ПФР возрастут как минимум в 2,5 раза. Реорганизация финансовой базы страховой системы - не самоцель, она необходима в целях существенного повышения параметров страхового пенсионного обеспечения. Таких низких пенсий, как в России, нет ни в одной промышленно развитой стране. Сравнения здесь удручают. В указанных странах размер пенсии при полном страховом стаже составляет ныне как минимум 50% заработка. При повышении этого стандарта размер пенсии увеличивается, а при его недовыполнении - уменьшается. Международная практика свидетельствует о том, что условия и нормы страхового пенсионного обеспечения определяются повсеместно с учетом трудового вклада застрахованного. Этот вклад имеет количественную и качественную оценки. В СССР и в России до осуществления пенсионной реформы дифференциация уровня пенсий также производилась с учетом трудового вклада. Наше предложение - установить в России стажевый стандарт в 30 лет и размер пенсии при этом стандарте определить на уровне 50% заработка; при превышении стажевого стандарта повышать размер пенсии на 1% заработка за каждый год стажа сверх 30 лет, а при его недовыполнении, наоборот, снижать размер пенсии. При этом стажевый стандарт не должен различаться для мужчин и женщин, однако в стаж наравне с работой необходимо засчитывать нерабочие периоды, связанные с рождением ребенка и уходом за ним в первые три года его жизни. Стажевый стандарт 30 лет сравнительно невелик, во многих странах он значительно выше (во Франции, например, 37 с половиной лет, в Германии - 45 лет). Наименьший размер пенсии при такой системе около 10% заработка, а наибольший - 70%. Вариантов здесь много, но принцип один - чем дольше трудится человек, тем выше его пенсия (при равном заработке). Исчислять пенсию необходимо на основе характерного, устойчивого для данного работника заработка. Так исчисляется страховая пенсия во всех других странах, и так она исчислялась ранее в СССР и в России. Предлагаемый нами вариант (их может быть много) - подсчитывать средний заработок за 5 лет работы подряд или за последние два-три года работы. Разброс заработков в России велик, как ни в одной другой стране (от 2300 руб. в месяц до сотен тысяч и более). Это обусловливает необходимость устанавливать не только минимум, но и максимум пенсии. Ни того, ни другого в нашей стране в настоящее время не установлено. Вместо минимума страховой пенсии фигурирует наименьший ее размер, равный самой низкой социальной пенсии - 1035 руб. (почти в три раза ниже прожиточного минимума пенсионера). Страховой минимум пенсии необходимо незамедлительно восстановить, он, как и прежде (в доперестроечный период), должен быть выше минимального размера социальной пенсии и соответствовать хотя бы минимальному потребительскому бюджету (при полном стажевом стандарте). Что касается максимального размера пенсии, то он, видимо, не должен превышать 3-4-кратного размера минимума пенсии, учитывая, что более существенная дифференциация в уровне пенсионного обеспечения, в отличие от оплаты труда, вряд ли допустима, да и финансовые ресурсы не безграничны. На первом этапе предлагается определять минимум страховой пенсии при выполнении стажевого стандарта в сумме 3500 руб. в месяц и корректировать его с учетом имеющегося стажа, т.е повышать (но не более чем на 20%, т.е. до 4200 руб.), а при недовыполнении такого стандарта соответственно снижать. Максимальный размер пенсии предлагается установить на уровне четырехкратного минимума (3500 х 4) и также корректировать его с учетом имеющегося стажа. Есть и другие варианты его определения. Другой острейшей проблемой является проблема определения возрастного рубежа, по достижении которого всем гражданам устанавливается пенсия по старости, то есть нормального пенсионного возраста. Общий вывод таков: необходимо осознать, что повышение пенсионного возраста в России неизбежно, но не сейчас, а в весьма отдаленной перспективе. Низкий пенсионный возраст в России оправдан лишь сверхсмертностью населения. Продолжительность предстоящей жизни в России всего 63 года, а мужчин - на 12-13 лет ниже, чем для женщин; массовое вдовство женщин, их одиночество в старости - вот удел многих из них. Во всех других странах продолжительность предстоящей жизни значительно выше, и она существенно не различается у мужчин и женщин. Оснований для повышения пенсионного возраста в России ныне не имеется: пенсионная нагрузка в России не столь велика, как в других странах, она может оказаться чрезмерной лишь через 15-20 лет, да и то в том случае, если не удастся преодолеть или хотя бы смягчить демографическую катастрофу. Вот в преддверии этого и следует, видимо, приступить к поэтапному повышению пенсионного возраста. Осуществлять это явно непопулярное мероприятие следует с учетом опыта других стран, например, Великобритании, и лишь тогда, когда российские граждане сравняются по продолжительности жизни с гражданами других развитых стран. В проекте Пенсионного кодекса (ПК) содержатся предложения о перерасчете установленной пенсии в связи с дальнейшей работой пенсионера, т.е. в связи с увеличением его трудового стажа и получением более высокой оплаты труда. Реализация этих предложений имеет цель стимулировать трудовую деятельность после установления пенсии, что в условиях общего значительного сокращения трудовых ресурсов крайне важно. Самый действенный стимул - выплачивать пенсию в полной сумме при продолжении трудовой деятельности - сохраняется. Считаем необходимым особо отметить наше предложение, касающееся досрочных пенсий по старости (глава 15 проекта ПК). Суть этого предложения в том, что досрочные пенсии не должны выплачиваться за счет средств застрахованных до тех пор, пока они являются досрочными. Расходы по выплате таких пенсий должно нести все общество (федеральный бюджет), если правительство не считает нужным, а это, видимо, так, вводить дополнительную систему страхования граждан (сверх общей для всех наемных работников), выполняющих трудовую деятельность в неблагоприятных условиях. Дополнительное профессиональное страхование не вводится уже 6 лет, хотя введение предусмотрено федеральным законом. В результате около 12-15% страховых взносов расходуется на выплату досрочных пенсий. Такая ситуация выгодна власти и крупному бизнесу, но ведет к занижению уровня пенсионного обеспечения остальных граждан. Проектом ПК предлагается ввести наиболее действенную защиту пенсионных выплат от инфляции: постоянно осуществлять корректировку таких выплат как с учетом роста цен на потребительские товары и услуги, так и с учетом повышения реальной оплаты труда занятого населения. Выше говорилось лишь о пенсионном обеспечении по старости. Почти все изложенное относится и к другим страховым пенсиям - по инвалидности и по случаю потери кормильца. Главное здесь, помимо повышения пенсии, состоит в том, что предлагается восстановить право на пенсию для всех инвалидов. Немало накопилось острых, длительное время не решаемых проблем и в пенсионном обеспечении за счет средств федерального бюджета, в частности, всех категорий военнослужащих, сотрудников МВД, ФСБ, МЧС, налоговой полиции и др. Главная из них - уровень пенсионного обеспечения, ныне он явно недостаточен. Другая проблема - это предоставление права указанным служащим на получение второй пенсии, т.е. страховой на общих основаниях со всеми другими застрахованными (но без учета соответствующей службы и вознаграждения за нее). Коротко об управлении системой пенсионного обеспечения. Управлять пенсионным обеспечением, предоставляемым за счет средств обязательного пенсионного страхования, должен страховщик, каковым является Пенсионный фонд Российской Федерации (см. ст. 17 ПК). Он обязан также обеспечивать проведение единой государственной политики в области пенсионного обеспечения совместно с Правительством РФ. Что касается управления пенсионным обеспечением, которое предоставляется за счет средств федерального бюджета, то оно по-прежнему должно осуществляться Правительством РФ в соответствии со ст. 61 Конституции РФ.
По материалам сайта Института «Коллективное действие» (www.ikd.ru)