фото Напомню, что летом 2005 года в «Д» прошел ряд публикаций, основанных на проведенном мной журналистском расследовании. В целом ситуация выглядела так. С января 2005 года рухнула вся система ветеранских льгот – 122-й федеральный закон их фактически отменил, а 89-й республиканский закон не компенсировал в полном объеме. Помню, что еще в январе 2005 года я звонила энергетикам и спрашивала о судьбе 50-процентной скидки при оплате показаний счетчика. Тогда энергетики с грустью в голосе сказали, что отмена льгот их, к сожалению, не коснулась, что всё осталось по-прежнему. Причем при существовавшей в то время системе выпадающие доходы энергетиков компенсировались им из бюджета через Минсоцзащиты. Каким-то чудом удалось даже выцепить некоторые цифры – реальная сумма компенсации, по словам сотрудников соцзащиты, вроде бы соответствовала выставляемым энергетиками счетам. Однако энергетики в начале лета (в ответ на мои вопросы) жаловались, что недоплаты составляют примерно треть от их реальных затрат. По их заверениям, именно нежелание наращивать бюджетный долг перед энергетиками вынудило местные власти пойти на ограничение - льготу предоставили на 33 киловатта. С 1 июня 2005 года, «в соответствии с постановлением администрации г. Ижевска № 184 от 25.04. 2002 г.», 50-процентная скидка применялась лишь к 33 киловаттам, а не ко всей величине, подлежащей оплате в соответствии с показаниями индивидуального счетчика конкретного потребителя электроэнергии, имеющего право на ветеранскую льготу. Мне с трудом удалось найти это трехлетней давности постановление, хотя, по логике вещей, данный документ должен был бы быть непосредственно в «Энергосбыте», раз уж на него все ссылались, ограничивая материальные права ветеранов. Но нет, постановления в открытом доступе не было, мало того, девушки из «Энергосбыта», отвечавшие по телефонам на вопросы ветеранов о причине сужения действия льготы, говорили, что это постановление правительства Удмуртии. Когда мне удалось самой прочесть постановление № 184, то оказалось, что оно никоим образом не может служить основанием для ограничения ветеранской льготы по электричеству, поскольку вообще относится к иной сфере правоотношений – называлось постановление «О дополнительных мерах социальной защиты населения в связи с реформированием жилищно-коммунального хозяйства». Данным постановлением было утверждено «Положение о порядке предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг жителям г. Ижевска», трактовавшее, кто имеет право на жилищную субсидию и как ее оформить и рассчитать. В самой последней строке приложения к Положению, в таблице нормативов потребления коммунальных услуг было написано: «Электроснабжение на 1 человека 400 кВт в год, 33 кВт в месяц». Можно было «копать» и дальше, чтобы узнать, кто и как посчитал эти 33 кВт в месяц. Но, на мой взгляд, было вполне достаточно и совершенно очевидно, что чиновники вкупе с энергетиками «пришили кобыле хвост» - нельзя было применять к ветеранам порядок, применявшийся к совсем другим категориям граждан (хотя ветераны нередко были и остаются получателями жилищных субсидий тоже). Мне неизвестно, что отвечала Прокуратура УР на запросы пенсионеров, которые, как сообщили в прокуратуре, там готовились. Надо полагать, что обычные отписки, поскольку никаких решительно изменений в системе «усеченного» предоставления льготы не произошло. На встрече актива протестного движения с премьером Юрием Питкевичем и администрацией г. Ижевска 29 марта мне было поручено с трибуны озвучить, в том числе, и вопрос о «33 киловаттах». В протокол встречи эта проблема попала под грифом «разобраться!». Так что не исключено, что именно результатом той мартовской «битвы» стали служебные записки из Правительства УР в администрацию г. Ижевска. Между тем информация из правительства об отмене норматива 33 киловатта шла искаженная – не постановление администрации г. Ижевска № 167, а распоряжение, и не от 31 августа, а от 31 июля. Ну, пусть эти «огрехи» результат брака «передаточной цепочки». Нашла я этот документ. И в очередной раз пора-зилась: ну, как так можно работать?! Если это глупость, так выгоните дураков, но если это хитрость, то надо выводить на всеобщий позор её авторов. Документ крохотный. Вот весь текст: «Признать утратившими силу: 1. Постановление Администрации г. Ижевска от 25.04.2002 г. № 184 «О дополнительных мерах социальной защиты населения в связи с реформированием жилищно-коммунального хозяйства» в части нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению. 2. Пункт 2 постановления. 3. Постановление Администрации г. Ижевска от 02.03.2005 г. № 82/1 «О внесении изменений и дополнений в постановление первого заместителя главы администрации-вице-мэра г. Ижевска от 25.04.2002 г. № 184. Глава Администрации г. Ижевска – А.А.Ушаков». Давайте разбираться. Во-первых, признать утратившим силу постановление в части нормативов электроснабжения нельзя, потому что постановление не содержит ни слова про 33 кВт, этот норматив находится в приложении к Положению, утвержденному этим же постановлением. Во-вторых, если отменяется норматив 33 кВт, то что тогда вводится вместо него, ведь само-то постановление не отменено в целом, жилищные субсидии по нему по-прежнему можно и должно начислять. Что это за отмененный «пункт 2»? Оказывается, это форма заявления, по которой жителю будут начислять жилищную субсидию, если будет доказано, что данный житель имеет на неё право. И, наконец, пункт третий свежего, 167-го постановления – об отмене какого-то еще постановления № 82/1 от 02.03.2005 года. Тут отдельная история – оба документа, которые я здесь анализирую, мне удалось найти на официальном сайте администрации г. Ижевска в разделе «Нормативные акты». Там же я попыталась обнаружить и нормативный акт, отмененный третьим пунктом. В результате попала в раздел «Нормативные акты за 2003-2005 гг.». Здесь царит полный хаос, документы расположены бессистемно, вне хронологии, похоже на обычную «корзину с мусором», только в Интернете. И там этого отмененного постановления нет. Ближайшее по дате постановление - № 89 от 04.03. 2005 г. - дано с грамматической ошибкой прямо в названии – «Об участии Ижевска в проекте «От правового прос(В)ещения к обеспечению прав ребенка». Вот такое «правовое просещение»… Так что теперь дает отмена постановления № 184 «в части нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению»? НИ-ЧЕ-ГО! И я это поняла, когда зашла в зал «Энергосбыта» на улице Ленина. Я спросила девушку-оператора, не поменялось ли что-нибудь в системе оплаты электричества теми, кто имеет право на 50-процентную скидку? Нет, - ответила мне оператор, - ничего не изменилось, ни о каком новом постановлении им ничего не известно. Как взимали, так и взимают, девушка даже назвала сумму, подлежащую льготированию, – 27 рублей с мелочью – это стоимость этих мизерных 33 кВт, вот вам и «льгота» - чуть больше 13 рублей. Хотя, как справедливо указывают активисты Общественного совета пенсионеров, даже в минимальной потребительской корзине, этом позоре нищей Удмуртии, депутаты «от щедрот» заложили в расчет 50 кВт. Даже один холодильник «съедает» в месяц никак не меньше 50 кВт, что указано в его техническом паспорте. Значит, пенсионеров заведомо ограничивают в элементарных услугах и удобствах: освещении, телевидении, в пользовании утюгом. Конечно, в масштабе всей республики от введения норматива в 33 кВт для ветеранской льготы выиграли энергетики и власти – первые стали больше получать «живых» денег, вторые – меньше «напрягаться», компенсируя мизерную льготу. Эта мера – одна из десятков других, которыми наше «правовое» государство типа «защищает» стариков и малоимущих, а на самом деле объедает их и обижает.