фото Повышение цен на учебники для общеобразовательных школ действительно произошло и, несмотря на предупреждения некоторых торговцев, застало большинство родителей врасплох. К тому же стоимость необходимых для учёбы книг будет продолжать расти, достигая своего пика в самый горячий для этой индустрии сезон – в конце августа – сентябре. «Просвещение» - это издательство, занимающее сегодня главенствующие позиции на рынке учебной литературы, и решения, принимаемые его руководством, являются основополагающими для всех его участников. Тенденция увеличения стоимости набора книг для школы по мере приближения нового учебного года наблюдалась всегда, и продиктовано это неумолимыми законами рыночной экономики. Ведь не могут же родители отправить своего ребёнка в школу без необходимых книг, а, учитывая то, что подавляющее большинство покупает учебники именно в августовско-сентябрьский период, создаётся ажиотаж, желание заработать на котором вполне объяснимо. Особенно если вспомнить, что в остальное время на этом рынке царит относительное затишье. Но в этом году мы наблюдаем не просто сезонное колебание цен, а скорее запланированное установление нового уровня стоимости, обусловленное экономическими факторами и просто-напросто приуроченное для пущей выгоды к началу занятий в школах. Стоимость полного комплекта учебников для первого класса составляла около 500 рублей, для девятого – 800-900. После подорожания за портфель первоклассника придётся заплатить около 700 рублей, в то время как цена комплекта для старших классов будет варьироваться от 1000 до 1500. Помимо непосредственно учебников требуются атласы с контурными картами. Ко многим книгам прилагаются рабочие тетради, которые являются обязательным приложением. Учебники по литературе для старших классов часто идут в двойном варианте, а следовательно, и стоят как два учебника. Кроме того, многие родители внимают просьбам детей и покупают шпаргалки и решебники, любезно предоставляемые теми же издательствами. Если прибавить к этому канцелярские товары, необходимые для обучения, то получится чувствительная для многих брешь в семейном бюджете. Времена, когда дети получали все необходимые учебники в школьной библиотеке, вписывали свою фамилию в таблицу на задней странице, а через год сдавали обратно, прошли, видимо, безвозвратно. Государственного финансирования не хватает даже на буквари для первоклашек, не говоря уже об учениках старших классов, изучающих, естественно, большее количество предметов. К тому же политика, проводимая издательствами, подразумевает выпуск новых учебников, дополненных и переработанных, каждый год, следовательно, библиотечный фонд пришлось бы постоянно обновлять, отправляя прошлогодние издания в макулатуру как устаревшие. На это ежегодно уходило бы огромное количество денег, поэтому разбираться с обновлениями предоставлено родителям. Именно их кошелёк пострадал от увеличения цен. Сумятица в вопросе о новых и старых учебниках усугубляется тем, что государственного регулирования тут не предусмотрено. Каждому учителю предоставлено право самостоятельно решать, по каким изданиям будут заниматься вверенные ему классы. Многие отдают предпочтение старым проверенным учебникам, ссылаясь ещё и на то, что новые варианты изобилуют различными ошибками. В первую очередь речь идёт, конечно, об учебниках по истории. В то же время другие преподаватели делают свой выбор в пользу новейших версий с исправлениями и дополнениями. Приняв решение, учителя составляют список литературы, которую будет необходимо приобрести, и раздают его на родительском собрании. Зачастую это происходит прямо накануне 1 сентября, и родителям иногда приходится отстоять очередь не в одном магазине, чтобы собрать необходимый комплект. Некоторые учебники, по какой-то причине оказавшиеся в дефиците, бывает действительно сложно найти, и в таких случаях на стоимость смотреть не приходится. Увеличение цен произошло и на школьных базарах, где предприимчивые ученики зарабатывают первый капитал, скупая и перепродавая старые учебники, которые ещё будут использоваться в этом году. Если преподаватель решает вести уроки по уже использовавшемуся изданию, то приобрести «бэушный» учебник можно и здесь. Если же в школе требуют новейший вариант, то придётся идти в магазин и покупать там со всеми соответствующими наценками на добавленную стоимость. Для многих семей подготовка к очередному учебному году становится событием, ведь никто не хочет, чтобы его ребёнок был в чём-то обделён. Уникальность же учебников как товара в том, что не купить их нельзя. Каков бы ни был доход семьи, покупка всего необходимого для школы всегда будет являться первоочередной статьёй расходов, и сорокапроцентное увеличение цены этого не изменит. С другой стороны, не надо забывать, что бесплатное образование - это также и большой бизнес, где никто не намерен работать себе в убыток.
Для справки
Головной информационный центр учебного книгоиздания провел анализ статистики цен (по данным Росстата) на учебники в августе 2006 года. По этим данным, накануне учебного года в России в среднем на 1,2-2,7% увеличились цены на учебники и учебные пособия для общеобразовательных школ, ученические портфели и тетради, альбомы для рисования, отдельные виды одежды для детей школьного возраста. В некоторых регионах увеличение оказалось значительно выше, например, цена на учебники для общеобразовательных школ в Тульской области выросла на 4,8%. Средняя стоимость учебника уже превысила 100 рублей, а полного комплекта учебников в среднем за 1000 рублей. Так, средняя цена учебника в Екатеринбурге составляет 100 рублей (цены в магазинах варьируются от 50 до 150 руб.), в Дагестане - 110 рублей (от 70 до 150 руб.), в Благовещенске - 115 рублей (от 80 до 150 руб.), в Пскове - 125 рублей (от 50 до 200 руб.), в Иркутской области - 135 рублей (от 70 до 200 руб.), в Перми - 140 рублей (от 100 до 180 руб.), в Хабаровске -140 рублей (от 80 до 200 руб.), в Тюмени - 140 рублей. В Новосибирске стоимость комплекта учебников для одного класса составляет в среднем 1400 руб., в Пензе – 1500-2000 руб., в Орле - столько же. Ранее сообщалось, что родители тратят на учебники в среднем 850 рублей. Книготорговцы связывают ежегодное сезонное подорожание учебников с повышением отпускных цен издательств. Этим летом издательство «Просвещение», например, повысило отпускные цены на 18%. Издатели, как обычно, ссылаются на дороговизну бумаги, рост инфляции и издержек. При прочих равных условиях учебник, разбитый на две части, стоит значительно дороже изданного одним томом. На цену влияют и степень удаленности региона от центров, и уровень развития книжной торговли в регионе. В некоторых регионах действуют программы по приобретению учебников для детей из малообеспеченных семей. Кроме того, с целью снизить расходы на учебники в региональном бюджете проводятся тендерные закупки (хотя это не всегда согласуется с правом учителя на выбор учебника). Так, в Алтайском крае в этом году управление по образованию и делам молодежи провело тендер, на котором средняя цена учебного издания была снижена почти в два раза (до 65,8 руб.), что позволило сделать дополнительный заказ на учебную литературу.
knigdelo.ru

По сообщениям СМИ
«Школьные учебники в ближайшие три года подорожают на 40%. Об этом на пресс-конференции заявил гендиректор издательства «Просвещение» Александр Кондаков. По его словам, «только с 2004 года стоимость учебников возросла с 30 до 55 рублей, и эта тенденция сохранится». «Повышение цены вызвано массой факторов: во-первых, книжный рынок никак не регулируется, и если у нас первоначальная цена учебника составляет 40 рублей, то на рынке его стоимость переваливает за 100», - отметил Кондаков. Кроме того, подчеркнул он, сейчас возникает проблема с офсетной бумагой отечественного производства, «ее цена на внутреннем рынке на 30% выше, чем цена этой же бумаги на внешнем».
ИТАР-ТАСС
«Если в стране все ученики школ обеспечиваются бесплатными учебниками, почему же я каждый год по-прежнему трачу деньги на их покупку? Может, потому, что «бесплатные учебники» распределяются по школам по мафиозному принципу, когда выгодный госзаказ делят между собой в сговоре с чиновниками крупные издательства?
Чтобы изменить ситуацию, нужно поставлять хотя бы раз в пять лет в каждую российскую школу один полный комплект рекомендованных учебников. Министерский гриф «рекомендовано» или «допущено» дается на пять лет. За чей счет это делать? Федеральные власти должны решать, раз государство ратует за сохранение единого образовательного пространства. Может быть, это должно стать частью национального проекта «Образование». Издательства могли бы проявить добрую волю и снабдить каждую школу комплектом своих учебников. Или бизнес-сообщество могло бы помочь каждой школе выбирать то, что ей подходит, а не имитировать свободный выбор системой образования».
Ольга Чепелова, Virtus.pro (Абан), childfest.ru