«Вера в правильный инструктаж успокаивает, но лишь до тех пор, пока не случается неожиданное, - делится своими наблюдениями читатель. - Сколько раз я слышал от знакомых следующие комментарии: ездить в трамвае ненавижу, там стоят пьяные, пристают, сквернословят, кондуктор пытается делать им замечания, но толку никакого». На похожие сцены в транспорте обращают внимание многие пассажиры, некоторые пытаются решить проблему прямо на месте. Но полномочиями на борьбу с пьяными пассажирами обладают только правоохранительные органы, и не каждому горожанину захочется заниматься усмирением разбушевавшихся пассажиров, зная, что это легко может вылиться в драку. Проезжая в общественном транспорте по городу, хочется верить, что кондуктор, как работник муниципальной структуры, знает, как вести себя, если в салоне окажутся нетрезвые граждане, которые мусорят, ругаются и оскорбляют пассажиров. Александр сам стал свидетелем такой ситуации. «В трамвае находился мужчина в состоянии опьянения, он сквернословил и даже положил ноги на переднее сиденье, запачкав его, - пишет Александр. - Кондуктор предлагал ему уняться, но безуспешно. Я подошел к кондуктору и поинтересовался, почему она не предпринимает общедоступных и понятных мер: не сообщит вагоновожатому о пьяном пассажире в салоне, вагоновожатый, в свою очередь, сообщит об этом диспетчеру, диспетчер - в милицию. Ведь сотрудникам милиции не составит большого труда принять нарушителя на одной из следующих остановок». Кондуктор ответила, что просто не хочет связываться. «Мне это непонятно, - пишет читатель. - Кондуктор всю дорогу пыталась что-то объяснять нетрезвому пассажиру, а взять и сообщить об инциденте диспетчеру не догадалась!» В итоге кондуктор сообщила, что инструкции о правилах поведения в данной ситуации у неё нет (!). Прокомментировать эту ситуацию «Д» попросил МУП ИжГЭТ и ГУП ИПОПАТ. Оказалось, не всё так просто.
ИжГЭТ
По словам заместителя генерального директора ИжГЭТ Тамары Сергеевны Зайцевой, инструкцией в данной ситуации являются «Правила пользования городским автомобильным и электрифицированным пассажирским транспортом». Согласно этим правилам кондуктор имеет право удалить из салона человека в состоянии опьянения, а в экстренных случаях обязан вызвать милицию. Если в транспорте есть радиостанция, то кондуктор может подать сигнал водителю, который сообщит о нарушителе в диспетчерскую. Если кондуктор не прореагировал на нарушителя, то пассажиры могут написать на него жалобу в ИжГЭТ. «Мы рассматриваем все обращения граждан, но и кондукторов бывает жалко. Они часто получают производственные травмы в результате контактов с неадекватно ведущими себя пассажирами. Причём неадекватно реагируют не только нетрезвые пассажиры, бывали случаи, когда кондуктора били кулаком в лицо», – поделилась Тамара Сергеевна.
ИПОПАТ
Собеседник в ИПОПАТ сказал, что определённой инструкции у них нет, и сослался на те же «Правила пользования городским автомобильным и электрифицированным пассажирским транспортом», где есть раздел о правах и обязанностях кондуктора, и отметил, что сообщить диспетчеру о ситуации кондуктор может, только если на маршруте есть прямая связь с диспетчером. Если по пути следования маршрута находится стационарный пункт милиции, то кондуктор должен сдать нарушителя милиции. «Вообще, пассажиры должны помочь кондуктору в такой ситуации, это ведь касается их безопасности. Но большинству пассажиров всё равно, что с ними в одном салоне едут нетрезвые граждане», - подытожил источник. Получается, что единственный нормативный документ «на все случаи жизни», которым руководствуются кондукторы в своих действиях, - «Правила пользования городским автомобильным и электрифицированным пассажирским транспортом», предписывающие в экстренных случаях высадить нарушителя или вызвать милицию и скорую помощь. На вопрос, как это сделать, инструкция дает только один совет: действовать по ситуации.