фотоАналогия прямая – город (муниципалитет), видимо, руководствуясь негласными договорённостями с застройщиком, всячески вытесняет жильцов из здания, находящегося еще в пригодном для жилья состоянии. Этот трёхэтажный 24-квартирный дом когда-то назывался «дом связи», потому что жили здесь главным образом работники управления связи, занимавшего здание на перекрёстке улиц Советской и Карла Маркса. В двух шагах от работы жили, конечно, в основном, связисты-начальники и главные специалисты. Центральное отопление, горячая вода и газ появлялись здесь постепенно. Еще в начале 50-х жильцы топили печи и заготовляли на зиму дрова. Вокруг уютного двора замкнутым каре располагались дровенники, с которых можно было лихо прыгать в сугробы. В 70-х годах ряд деревянных построек перед «домом связи» снесли, расширили улицу, и дом «обнажился» - стал смотреть фасадом на улицу.
Нежить
Расселять дом № 210 начали в декабре 2005 года. Вдруг было объявлено, что дом ветхий и жить в нём нельзя. Квартиры его жильцам предоставляли на ул. Локомотивной - глухой южной окраине Ижевска, куда даже транспорт не доходит. После жизни на К. Маркса, 210 (а это даже не просто центр, а самый «пуп» центра) контраст получался значительный. Осенью 2005 года, перед тем, как объявить о начале расселения, солидной комиссией под председательством заместителя главы районной администрации г-на Масалова был составлен акт об отнесении дома к категории непригодного для проживания. В то же время начальник Центра расчётов за ЖКУ Ольга Петрова сообщила обратившимся в ГЖУ жильцам, что плата за капремонт с них взимается правомерно, поскольку «ваш дом не относится к ветхому жилью». Сами жители тоже не считали, что по своим техническим параметрам зданию грозит что-либо чрезвычайное. Во второй половине 90-х годов дом как-то однажды попадал на страницы популярной тогда газеты «АИФ Удмуртии» в связи с отколовшимся куском фундамента, но залатали, подкрасили, стали дальше жить. Проблемы как у всех, не больше и не меньше. Но муниципалитет (в лице комитета по муниципальному жилью) продолжал давить. Так что к концу 2006 года в доме осталось всего несколько семей, четыре собственника и один наниматель жилья. Остальных смогли выселить. Причём, расселяя, делали всё, чтобы оставленные квартиры превращались в зону не пригодную для жилья - вырванные «с мясом» краны, отпиленные батареи отопления, вскрытые полы, вынутые двери… Дом сознательно и целенаправленно разрушали, приводили в аварийное состояние. К нынешнему лету в доме были отключены водопровод и электричество. На днях дана команда отключить газ. Последние «могикане» ходят по воду на колонку, благо на той стороне улицы еще сохранились не расселённые «деревяшки».
Не мытьём, так катаньем
В отношении бывшего «дома связи» приняты два муниципальных акта – Постановление главы администрации Октябрьского района № 1644 от 03.10.2005 года, которым утвержден акт межведомственной комиссии о признании дома непригодным для постоянного проживания в связи с наличием дефектов, устранение которых экономически нецелесообразно (вывод – дом подлежит сносу) и Постановление № 462 от 19.10.2006 года Администрации г. Ижевска «Об изъятии жилых помещений по ул. К. Маркса, дом 210 путем выкупа в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу». Один из последних жителей 210-го дома рассказал нам, что остался практически один на один с творимым беспределом. На него комитет муниципального жилья дважды подавал в суд. весной этого года в Октябрьский суд г. Ижевска был направлен иск об изъятии принадлежащей ему комнаты путем принудительного выкупа за смешную сумму, за которую нынче можно купить разве что ванную. Оба суда муниципалитет проиграл. Причем, в решении судьи, который рассматривал иск администрации, подробно расписано, что и как нарушила администрация. Так, суд констатирует, что «для изъятия жилых помещений установлено обязательное условие: признание дома аварийным и непригодным для проживания… Аварийным этот дом в установленном порядке не признан…». Постановление № 462 об изъятии должно было быть зарегистрировано в установленном порядке в Регпалате (чего не было сделано). С момента регистрации документа начинается отсчет года, в течение которого может быть достигнуто соглашение сторон или предъявлен иск о принудительном выкупе. Суд обратил внимание и на в два с половиной раза заниженную оценку комнаты, приведенную в иске.
Секрет Полишинеля
Когда горожане, возмущенные многочисленными фактами уплотнительной застройки в Ижевске, указывают чиновникам, архитекторам, проектировщикам и застройщикам на «проплешины» на карте города, которые будто сами просятся – «застройте нас скорее!» - они, как правило, не знают, что город уже давно негласно поделен между несколькими крупными строительными компаниями. По этому негласному разделу «пятачок» в квадрате между улицами Карла Маркса, Красногеройской, Вадима Сивкова и Советской будет осваивать АСПЭК-Домстрой. Расчистка под будущую стройплощадку близится к завершению. Вот вам и прямая аналогия с фирмой «Альянс», частной компанией, вошедшей при поддержке чиновников на территорию нескольких садовых массивов. Так и тут: неясно, почему городские власти так стараются «вытащить каштаны из огня» в интересах частного застройщика? Ведь никаких «муниципальных нужд» под это расселение на самом деле нет. Есть желание (а, может быть, оплаченное обязательство?) угодить застройщику, предоставив ему чистую площадку. Цена выкупа – это результат достигнутой сторонами договоренности. И если человек со своего рождения жил в доме, расположенном в самом центре, то это его «бонус». Кстати, ничего запредельного жителям, как правило, и не надо. Нужна 1-комнатная квартира за комнату, расположенную в «золотой» для инвестора зоне. Кстати, еще в 2006 году в доме № 210 прошло собрание собственников, на котором было принято решение об оформлении земельного участка, находящегося под домом, выполнен проект межевания. Правда, пока еще участок не зарегистрирован в установленном порядке. И что-то подсказывает, что этому будут всячески негласно препятствовать. Ведь даже по кадастровой оценке один квадратный метр земли в этом месте стоит сейчас более 10 тысяч рублей. Что же говорить о рыночной цене?!.