фото - Я буду в основном говорить об учебниках для старших классов, так понятнее и так проще – они более ярко характеризуют ситуацию с учебниками. напомню несколько ключевых моментов. 27 ноября 2003 года президент Путин встретился с историками и сказал буквально следующее. Это было первое выступление главы государства по поводу учебников вообще за последние 70 лет, поэтому оно так значимо. Вот что сказал Владимир Владимирович: «Школьные и вузовские учебники не должны становиться площадкой для новой политической и идеологической борьбы. В учебниках должны излагаться факты истории, которые должны воспитывать в молодых людях чувство гордости за свою страну и за свою историю». Но предмет истории по определению политизирован. Мы изучаем все-таки политическую историю в школе. Любой автор, так или иначе, связан какими-то идеологическими постулатами, а от них никто отвлечься не сможет. Абсурдно утверждать, что можно отобрать какие-то факты, на основе которых в школе будут воспитываться чувство гордости и патриотизма. Потому что есть факты, которые не способствуют этому, особенно в нашей истории.
- Расскажите о вашем учебнике.
- Я учебники пишу с конца 1980 года. Я писал из расчета того, что мой учебник сможет блокировать плохого учителя. То есть ребенок, занимаясь по этому учебнику, может обойтись без учителя. Я прекрасно понимаю, поскольку я ездил по стране и читал лекции учителям, что такое учитель истории в России. Это в основном женщина определенных лет, у которой много проблем, кроме школьных. Можно, используя учебники нового поколения, блокировать неквалифицированного учителя. И если учитель захочет работать по этой книге, то он сможет повысить свою квалификацию. Федеральный экспертный совет, который сначала разрешил мой учебник, а потом запретил, дал такое заключение: содержание учебника соответствует базовому минимуму и значительно его превосходит. У меня просто больше содержания, чем необходимый минимум. По моей книжке, оказалось, очень удобно сдавать ЕГЭ. Для меня не это главное. Когда ученики спорят, ищут, они оперируют фактами. И факты лучше запоминаются. В голове прокручивается тот минимум постоянно. это в идеале, каждый класс разный. Но учебник запретили. Весь тираж, наверное, где-то погиб.
- Не могли бы вы дать характеристику тем учебникам, по которым сейчас учат в школах?
- Если разделить все ныне действующие школьные учебники очень грубо на две неравные части, то можно выделить примерно с дюжину учебников, которые появились в конце 1980-х - начале 1990-х годов. Среди этих учебников, назову просто по хронологии, учебник древнего мира Уколовой, учебники средних веков Бойцова, Шакурова, учебники по отечественной истории Захаровой, Юрганова, Кацвы, учебник по всемирной истории XX века Кредера, мой учебник по истории XX века. А все остальные, большая часть, сейчас действует. Первая группа стремительно сокращается после запрета Кредера, блокирования Юрганова и Кацвы. А вторая группа представлена ныне действующими учебниками, флагманом этой группы являются учебники, изданные Загладиным, написанные под его редакцией или им самим, учебники Левандовского и Щетинова, учебники Островского, Уткина. Они появились в конце 1990-х - начале 2000-х годов. Чисто внешне отличия их не только в том, что они в разное время появились, а в том, кто издавал эти книжки. Первую группу издавали всякие периферийные издательства, вторая группа - это книги, которые издаются издательством «Просвещение», «Русское слово», «Дрофа», то есть теми монополистами, которые фактически контролируют весь книжный рынок. Главное отличие - в другом. Почему родились эти книжки? потому, что уже просто терпеть было нельзя то положение, которое было в школе в 60-е - 70-е и в начале 80-х годов. Те учебники, которые существовали, они просто морально устарели.
-Не кажется ли Вам, что любая новейшая история будет фальсифицирована, то есть любой строй, любая формация всегда будет фальсифицировать?
-Да, наверное, есть условия игры. Мы пишем историю, недавно завершившуюся. Нельзя написать историю незавершенного процесса, поэтому школьная история не должна быть калькой с истории, с большой науки. Идет игра, первый тайм мы уже отыграли. Я могу сказать, что произошло в первом тайме: 0-0. А в третьем или пятом раунде будет совсем по-другому. Есть другая наука – политология, она анализирует текущую политику, текущие события. У нас все говорят: «А чего ты хочешь?». Я хочу, чтобы россиянин на выборах сознательно выбирал. Говорят, что он должен функционально знать русский язык. То есть видит вывеску «офтальмолог», понимает, что не по женским болезням. Хорошо. Я вижу: партия сына юриста, хорошо, давайте, ищите другую. То есть у меня задача использовать текущий материал для того, чтобы ребенка учить думать, выбирать, сопротивляться. Какая мне разница, это будет на примере Ивана Грозного, или на примере Петра, или на примере Сталина, или на примере нынешнего режима. Мне без разницы. Для меня они вообще не важны как люди в этом смысле. Они мне важны как факты, как аргументы для спора, для поиска. Это можно сделать хоть сейчас, хоть на прошедшей истории.
- Не приходилось ли Вам слышать о подобной фальсификации истории, той, что имеет место в наших учебниках, за границей? В их учебниках нет удобной истории для их правительства?
- Есть, но она - не фальсификация. Французские учебники. Я не очень хорошо представляю себе всю гамму французских учебников, но алжирская война показана как жестокая война с обеих сторон. В чем фальсификация? На чьей вы стороне? Как только вы встанете на сторону алжирцев, вы поймете, что это фальсификация. У них свои взгляды на алжирскую войну. А вот того, что есть в наших учебниках, откровенного искажения фактов, там нет. Есть позиция, от позиции меняется взгляд. Частично наши оба взгляда искажают действительность, поскольку я смотрю слева, а вы справа. Это не то, что у нас происходит. Все преступления их государства фактически признаны обществом. И государство их тоже признало там, где оно их совершило.
- Прежде место истории среди других школьных предметов определялось идеологически. Сейчас каково ее место среди остальных предметов? Считаете ли вы его достаточным?
- Учебник конца 80-х - начала 90-х. Вот он из расчета 4 часа в неделю. Это для 11 класса, и такой же для 10 класса. А вот учебник для теперешней школы, из расчета 2 часа в неделю. Вот и место истории. Из-за чего у меня был сыр-бор? Два учебника. А если они под одной обложкой? Они не проходят по стандарту. А стандарт учебник проходит по весу. У ребенка шесть уроков в день. У него физика, «Война и мир», еще история. О чем говорить? Место истории? «Ваше место у параши». В академии педнаук, в президиуме, памятник Ушинскому стоит на пятом этаже возле сортира. Не нужна она. История всегда была служанкой. За два часа вы ничему никого не научите. За два часа можно только зазубрить и подготовиться к ЕГЭ. Вы три года будете к ЕГЭ готовиться, в итоге за два часа в неделю подготовитесь. А плюс еще православие надвигается, плюс еще возвращается НВП. Вот место истории. Оно никогда большим не было.
-Спасибо…
Беседовала Анна Калачёва материал подготовлен при поддержке клуба региональных журналистов «Из первых уст»