Однако за время пути откаты могли подрасти…
Отличительной чертой инвестиционных проектов, которые Удмуртия регулярно предлагает потенциальным инвесторам, является их постоянство. Один и тот же объект может годами украшать соответствующие разделы итоговых докладов и комплексных программ, демонстрируя необычайную открытость и привлекательность республиканской экономики. Долгие годы такой «визитной карточкой» был ижевский автозавод, что позволяло сватать к нему различные автомобильные концерны, тем самым обеспечивая непрерывность трансляции добрых вестей об инвестиционном климате Удмуртии. Лишь вероломное привлечение Николаем Ганзой к решению проблемы автопроизводства в Ижевске частных лиц, не понимающих высшей государственной пользы, положило конец этому вечному празднику пиара. Однако почетное место главного инвестиционного соблазна не может пустовать. В настоящее время претендентами на него является сразу несколько проектов, среди которых заметно выделяется мечта республиканских дорожников построить мост через Каму в районе Камбарки. Как рассказал 20 июня в новостях телеканала «Моя Удмуртия» ведущий автодорожник республики Денис Абрамов, пока все упирается в деньги: «У нас рассчитана окупаемость этого проекта - 5-6 лет. Но, к сожалению, наши инвесторы говорят - 4 года строить плюс 6 лет окупаемость. 10 лет деньги фактически заморожены. Но в Европе и в Азии это нормальные вложения. Люди готовы и на 20 лет вкладывать». Тот факт, что Денису Васильевичу удалось найти таких смелых инвесторов, не может не радовать. Дело в том, что в рамках того же сюжета сообщили стоимость, по которой проект сватали на экономическом форуме в Питере – более 6 млрд рублей. А ведь еще каких-то два-три года назад предыдущий начальник Удмуртавтодора Александр Соловьев считал, что на всё про всё будет достаточно и четырех с половиной. Таким образом, Денис Абрамов, сам проявивший себя в качестве необычайно щедрого инвестора на прошлогодних довыборах в Госсовет, наглядно продемонстрировал, что значит свежий взгляд на проект и сколько именно миллиардов составляет разница между молодостью и опытом.
Не успели…
Публичные выступления заместителя председателя Городской думы Ижевска Василия Шаталова – это всегда не только наглядное подтверждение того, что время не властно над истинными глыбами, но и масса пикантных подробностей об изнанке политических и экономических процессов в Удмуртии. Интервью Василия Анатольевича журналу «Деловая репутация» 18 июня, посвященное такой не чуждой «немогумолчальнику» проблеме, как коррупции в Ижевске, разумеется, не могло обойтись без множества сенсаций. За неимением места рассказать обо всех не получится, но, пожалуй, главной является сообщение о том, что в Удмуртии есть чиновники «которые богаче того же Осколкова» и его датировка начала эры этого олигарха республиканской справедливости: «…О существовании, в принципе, и тем более силе некоего серого кардинала в лице, например, Андрея Осколкова можно было бы говорить в середине 90-х годов прошлого века. Лично я считаю, что Андрея Эдуардовича излишне демонизируют, видимо, это кому-то выгодно. Сейчас коррупция – это уже самостоятельное явление. Нет определенной личности, на которую можно было бы показать пальцем и сказать: если его посадим в тюрьму, коррупция прекратится...». Туманный слог первоисточника не может поставить под сомнение главный вывод: сажать будущего олигарха если и стоило, то еще в 90-е годы. А сейчас уже поздно. Что же до чиновников, которые могут быть богаче Осколкова, то круг их столь узок и очевиден, что даже закралось подозрение, не встал ли Василий Анатольевич вновь на путь бескомпромиссного «немогумолчальничества», столь успешно и благополучно изжитого им в последние годы. Впрочем, наверняка он имел в виду богатства духовные, более успешно стяжаемые чиновниками, нежели бизнесменами. Наверняка, первым дается это нелегко. Ведь даже годовой абонемент в оперу и участие в банкете в честь фестиваля П.И. Чайковского не всегда могут сравниться в плане духовного развития всего лишь с одной африканской охотой.